Наталья Муляр
Конспект НОД по познавательному развитию «Земля русская в старину далёкую, или Назад в прошлое» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные: Совершенствовать умение связно отвечать на вопросы воспитателя; употреблять в речи простые предложения; расширять словарный запас детей. Упражнять детей в умении понимать смысл загадки и находить отгадку; употреблять в разговорной речи народные пословицы.
Дать представление об избе, обычаях и обрядах наших предков при строительстве и обустройстве дома, предметах русского быта;
2. Развивающие : Развивать у детей любознательность, интерес к истории и культуре наших предков.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Земля русская в старину далёкую, или Назад в прошлое“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине. Пробуждать у детей интерес к истокам русской народной культуры, дать детям понять, что они часть великого русского народа.
Материал: атрибуты русской избы, костюмы- сарафаны, косоворотки, макет машины времени, клеёнки, салфетки, солёное тесто, тарелочки, картон, подкова.
Предварительная работа.
Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм»;
Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок;
Строительные игры: «Терем», «Храм», «Крепость»;
Дидактические игры: «Раньше и теперь», «Что здесь лишнее?» (предметы быта старины и современного мира); «Русская изба»;
Творческие игры: «Мастера – умельцы», «Ярмарка»;
рассматривание альбомов «Русские национальные костюмы», «Куклы минувших лет», «Народное прикладное искусство», картин к сказкам художника Васнецова.
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, проходите, поздоровайся с гостями в нашем зале, а теперь поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра
Здравствуй, солнышко дружок!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй, в поле колосок,
Здравствуй небо и друзья,
Все мы как одна семья!
В о с п и т а т е л ь. Действительно, ребята, мы с вами, как одна семья. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Д е т и. Русь, Русь деревянная.
Воспитатель: Сейчас Алина, расскажет нам стихотворение про Русь.
Ребёнок.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: А теперь, послушайте загадку, которую вам загадает Максим.
Ребенок.
У каждого на свете
Он должен быть всегда.
Без них не могут существовать
Деревни, города.
Он может быть из глины,
Из брёвен, изо льда.
Но каждый тёплый прочный,
Уютный он друзья!
Живут родные люди в нем,
Его зовут – родимый… (дом)
Воспитатель: Давным-давно на Руси строили жилища из брёвен. Как называли такие дома?
Дети: избами.
Воспитатель: Всё в избе в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и стены, и посуда. На Руси в старину говорили : не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили?
Дети: Потому что топор был единственным орудием труда у мастеров, топором деревья рубили. Топором сучья обрубали, топором кору стесывали и, даже когда избу складывали, только топор и помогал.
Воспитатель: В какое время года рубили деревья для постройки избы? И почему? (зимой, оно самое сухое).
Воспитатель: Я приглашаю вас в далёкую старину, когда детей чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. А на чём мы можем туда отправиться? (дети предлагают различные виды транспорта)
Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Чтобы попасть в машину времени вы должны назвать пословицы. (Воспитатель раздает детям карточки, где изображено начало пословицы, дети должны подойти к столу и подобрать карточку с окончанием пословицы и назвать её).
(Дети и воспитатель проходят в “машину времени”, там они переодеваются в русские народные костюмы).
(открывается занавес, появляется «русская изба»)
Воспитатель: Ой, ребята, куда это мы попали.
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: а почему, мы так одеты?
Дети: потому, что на Руси девушки носили сарафаны, а мальчики косоворотки.
Воспитатель: Ну, тогда я возьму на себя роль хозяйки, а вы будете моими гостями. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте как дома!
Гости:
Не беспокойся, хозяюшка
Мы дома не лежим в гостях не стоим.
Хозяюшка:
А у меня для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Гость:
Гости, люди подневольные, где посадят, там и сядят.
Хозяюшка:
Редкий гость никогда не в тягость.
Гость:
Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на народ посмотреть, да себя показать.
Хозяюшка:
Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли места хватило. В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Хозяйка загадывает детям загадку: «Шуба в избе, а рукав на улице». (ответы детей-печка)
Хозяйка.
- Это печка. Печка – это главное, что есть в русской избе. А почему печь занимала почетное место в избе?
Дети: В ней пекут хлеб, на ней варят пищу, она обогревает избу, на ней же и спят, для этого есть специальная лежанка
На печи мы сушим одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу.
Хозяйка: Правильно люди говорили «без печи-изба не изба». Печь делила горницу на 2 основные части: на левую и правую. С левой стороны,за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь она делала домашние дела. Какие?
Дети: Готовила пищу, мыла посуду, стирала).
Вос-ль: Как женщину называли в старину?
Дети: Баба.
Вос-ль: Правильно, поэтому место за печкой называлось – бабий кут, т. е угол. В другой стороне горницы – правой стоял обеденный стол, вверху висела икона и стояли лавки. Как называлось это место?
Дети: красный угол, т. е красивый.
Хозяйка: Правильно, молодцы! Здесь принимали гостей. И сами хозяева обедали, решали семейные вопросы. Что лежало на полу?
Дети: Половики, их хозяйка сама ткала.
Вос-ль: Правильно! А для чего в горнице стояли большие кованные сундуки?
Дети: Они использовались вместо шкафов и тумбочек, в них хранили одежду,белье,документы.
Вос-ль: Ой, какие вы разумные дети. Столько много знаете о прошлом!
Хозяйка: (достаёт сундучок с загадками)
Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.
Сижу на народ поглядываю, всё запоминаю и копилку собираю.
Вот моя копилка-сундучок! (показывает детям)
Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу.
Вы уже знакомы со многими предметами, находящимися в моей избе. Я буду загадывать загадки, а вы находить отгадки в горнице.
Загадки.
Сейчас поиграем в игру «Скажи по –старому!»
Дом-изба, чайник-самовар, комната-горница,угол-кут, шторы –занавески, шкаф-сундук, ковер –половик, чугунок-кастрюля, пылесос-веник, кроватка-люлька, женщина-баба, стиральная машина-корыто, полотенце-рушник, плита-печь, утюг-рубель.
Хозяйка: Молодцы, какие! А я, вам хочу предложить ещё одну игру(«Картошка»). Посмотрим, что лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! Давайте встанем в круг, будем передавать передавать картошку по кругу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, тот выполняет задание (рассказать скороговорку, считалочку, шутку-прибаутку и т. д).
Воспитатель: Ребята, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Ребята, давайте сделаем подковы своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!
• Показать подкову
- Что это? Подкова. Подковывали ноги лошадей, иногда они подковы теряли. Говорят, если человек находит подкову, то это на счастье. Потом стали специально делать подковы-сувениры, вешать их при входе в дом, как символ счастливой жизни.
• Рассмотреть форму подковы, как она может быть декорирована.
• Обговорить порядок выполнения работы
Дети занимают места
II. Практическая часть
Этапы выполнения работы
1. Изготовление основы (подковы)
- берем кусочек соленого желтого теста
- раскатываем ровную колбаску
- выкладываем на листочке бумаги дугой
- слегка прижимаем, сплющиваем
- палочками, колпачками делаем отпечатки
2. Изготовление розочек
- отщипываем кусочки красного теста
- раскатываем в тонкую колбаску
- сплющиваем в ленточку
- скручиваем в розочку
3. Изготовление листьев
- отщипываем кусочки зеленого теста
- скатываем в шарик
- сплющиваем шарики, вытягиваем один кончик, формируем листики.
4. Составление композиции
- украшаем подкову розочками и листьями, используя воду
Разминка для пальчиков во время выполнения работы «Наши алые цветки»
Наши алые цветки раскрывают лепестки
Ветерок чуть дышит – лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки.
III. Заключительная часть.
У вас получились замечательные поделки. Вы очень старались и вложили в работу частичку своего сердца, согрели теплом своих рук.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, что-то мы загостились.
Хозяйка.
Прощайте, гости дорогие! Жду вас в гости ещё, буду рада я гостям всегда!
(Дети прощаются, кланяются Хозяйке. Воспитатель и дети заходят в «Машину времени». Звучит музыка, мигают лампочки)
Воспитатель.
- Вот мы и прибыли в свой детский сад. Понравилось вам в прошлом?Вот так и жили на Руси наши предки, мы должны помнить обычаи, старинные праздники, знать русские народные поговорки, пословицы, загадки, песни, хороводы. Всем этим так богата наша русская земля! А что вы принесли с собой из прошлого?
Дети: подковы.
Воспитатель: Давайте мы с вами подарим их нашим гостям на счастье.
(Дети дарят подковы и уходят из зала).