Елена Ельчина
Конспект НОД по познавательному развитию «Семейный бюджет и расходы семьи» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
«Семейный бюджет и расходы семьи» для детей 5-7 лет
Цель: формирование у детей интереса к миру экономических отношений
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Семейный бюджет и расходы семьи“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- расширять представления детей об основах планирования семейного бюджета, обеспечить усвоение детьми понятия «Бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);
- познакомить детей с новыми понятиями : бюджет, доход, расход;
- способствовать закреплению математических понятий: количество и счёт, больше – меньше;
Развивающие задачи :
- развивать речь, внимание, умение формулировать свои потребности, отвечать на вопросы;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать у детей уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги
Материалы и оборудование: игрушка Гном, художественная литература: стихотворение Ш. Галиева «Три копейки за покупку», схема «Семейного бюджета», монетки, картинка многоэтажного дома.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха – цокотуха»; А. Романов «Чудеса в кошельке», просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», дидактическая игра «Бюджет моей семьи», беседа «Расходы семейного бюджета»
Ход НОД:
Мотивационная часть:
Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, наблюдала за такой ситуацией. Вот, послушайте.
Воспитатель читает стихотворение Ш. Галиева: «Три копейки за покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даё т:
«Вот! Купи мне самолет.
А еще ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? (Ответы детей). Что не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?
Дети: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое большое количество игрушек, сладостей.
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об экономике.
Беседа – размышление.
Воспитатель: Дети, кто - ни будь знает, что означает слово «экономика». (Ответы детей).
Воспитатель: Где и от кого вы слышали это слово? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках?
Воспитатель: Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика». (Ответы детей).
Воспитатель знакомит детей с персонажем рассказа.
– Сегодня у нас в гостях необычный герой. Это Гном - эконом. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.
Воспитатель зачитывает детям рассказ.
Рассказ о Гноме – экономе.
Жил-был в лесу Гном по прозвищу Эконом. Его так прозвали, потому что он, очень много работал, копил, экономил лесные денежки. По соседству с ним жил Лесовичок Боровичок, у которого всегда был беспорядок: разбросанные, поломанные игрушки, не мытая посуда, грязные окна и пол. Каждую неделю Лесовичок Боровичок разрывал свои туфли, и поэтому ему приходилось постоянно покупать новые.
И вот когда денег почти не осталось, Лесовичок Боровичок сел и горько заплакал.
В это время проходил мимо Гном – эконом, жалко стало ему Лесовичка Боровичка. Подошёл Гном – эконом к Лесовичку Боровичку и говорит:
– Не плачь. Я знаю, как тебе помочь!
Лесовичок Боровичок удивился и спросил:
– Как ты можешь мне помочь?
– Я помогу тебе правильно вести хозяйство, чтобы у тебя в доме всегда был достаток и порядок. Но для этого ты должен изучить науку, которая называется Экономика.
– Конечно же, я согласен! – закричал Лесовичок Боровичок, – давай с тобой дружить!
И с тех пор Гном - эконом помогает Лесовичку Боровичку вести хозяйство с помощью науки экономики.
Беседа по рассказу.
– Подумайте и скажите, с помощью какой науки решил помочь Лесовичку Боровичку Гном - эконом? (Ответы детей).
– Правильно, экономики. Как вы считаете, что должен делать Лесовичок Боровичок, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком? (Ответы детей).
– Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства? (Ответы детей).
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «экономика».
– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).
– Скажите, а у вас есть собственные вещи? (Ответы детей).
– Как вы обращаетесь со своими вещами? (Ответы детей).
– Экономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек, чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего).
Физкультурная минутка:
Жил на свете добрый Гном (дети изображают движениями рук крышу дома,
Его звали Эконом (сжимают руки в кулаках,
Много в жизни повидал, (дети изображают «земной шар»)
И ребятам рассказал (прыгают и радуются).
Беседа-рассуждение:
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу. (Ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: А, что ваша семья расходует деньги? (Ответы детей).
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составных.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг - вот это бюджет - все деньги, которые есть в семье.
Воспитатель: А из каких же денег состоит бюджет семьи? (Ответы детей).
Воспитатель рассматривает с детьми составные бюджета.
Воспитатель: Дети, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи? Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи? (работают). А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата). Зарплату люди получают за свой труд.
Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия) А почему они получают деньги, ведь они же не работают? (Ответы детей). Правильно, люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Девочка-студентка увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.
Заключительная часть:
Игра – упражнение: «Кто в домике живет?».
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто в нашем домике живет. Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы».
Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры, деньги от продажи сельхозпродукции и т. д.).
Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.