Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования.
Тема: «Воздух и его свойства».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас (в комнате, банке, пакете) и показать способ его обнаружения.
Задачи:
Образовательные: Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет.
Развивающие: Развивать внимание, память, наблюдательность. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Программное содержание
Дать представление детям о воздухе как о газообразном веществе. Познако-
мить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего живого на Земле.
Учить устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты.
Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.
Расширять и активизировать словарь: газ, твердое тело, жидкость, исследования.
Предшествующая работа
Опыты с водой, с твёрдыми и сыпучими веществами, наблюдения, беседы, занятия из цикла «Моё здоровье».
Материалы
На подносах: стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, соломинки для коктейля, камешки, /по количеству детей/.воздушные шарики, весы.
Для аппликации :цветная бумага, клей,ножницы.
Мы занятие начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно вам узнать!
Воспитатель. Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо от профессора Горелова. Давайте откроем его. «Дорогие ребята, приглашаю вас в свою научно-исследовательскую лабораторию «Почемучка».У вас есть уникальная возможность стать настоящими учеными-исследователями».Да здесь еще и загадка. Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель .Ребята, принимаем приглашение профессора? (ответы детей).
Воспитатель. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель./Обобщает, дополняет/ Воздух есть везде: вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство.
Но что же такое воздух? А кто из вас его видел? Может быть его и нет совсем? Как вы думаете? (ответы детей)
На сегодняшнем занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух, где и как его обнаружить.»
Предлагаю вам коллеги- учёные и заняться исследованием воздуха. Согласны?
Перед нами стоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Вы готовы к трудностям?
Тогда пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
1 опыт. С камнем.
Воспитатель. Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какай он на ощупь?
Дети. Твёрдый, жёсткий, крепкий.
Воспитатель. Давайте обобщим: Камень это…
Дети. Твёрдое тело.
Воспитатель. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать?
Ответы детей.
Воспитатель. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Дети. Нет нельзя.
Делаем вывод: воздух не твёрдое тело.
2 опыт. С водой.
Воспитатель. Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте на вкус и скажите какая она.
Дети. Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
[b]Воспитател]ь. Вспомните, что умеет делать вода?
Дети. Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую.
Воспитатель. Обобщаем, делаем вывод: Вода-это…
Дети. Жидкость.
Воспитатель. Назовите другие жидкие вещества.
Ответы детей.
Воспитатель. А можно ли попробовать на вкус воздух, пить его, переливать?
Дети. Нет нельзя.
Делаем вывод: Воздух не жидкость.
Воспитатель. Так что же такое воздух? Воздух, ребята, это газ.
Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? Вкус? Запах?
Ответы детей.
Делаем вывод: Воздух –это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса и запаха. Вот наше открытие.
Воспитатель. Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же его обнаружить?
3 опыт. С листом бумаги.
Возьмите два листа бумаги одинаковые по величине. Один сожмите в комок. Теперь встаньте на стул и выпустите из рук одновременно оба листа. Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который вы смяли упал на пол быстрее расправленного?
Вывод: Вес у двух листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист падал медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.
4 опыт. С пакетом.
Воспитатель. Возьмём полиэтиленовый пакет, откроем его, взмахнём и начнём его скручивать с открытого края. Что мы видим?
Ответы детей.
Воспитатель. Пакет стал выпуклым. Почему?
Ответы детей.
Делаем вывод: Пакет наполнился воздухом, мы его «поймали», но мы его не видим, он прозрачный.
5 опыт.
Воспитатель .Устали, нам жарко? Помашем ладошкой около лица. Подуйте на ладошку. Что вы чувствуете?
Дети. Ветерок, прохладу, движение воздуха.
Делаем вывод: Воздух движется и его движение мы можем ощущать своим телом с помощью кожи.
Воспитатель. Давайте с вами отдохнём, сделаем физминутку.
/дети имитируют движения/
Разминка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель. Продолжим работу, уважаемые коллеги.
6 опыт. «Воздух имеет вес»
Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.
Воспитатель. Уважаемые коллеги. Мы с вами провели ряд опытов, которые помогли нам узнать о свойствах воздуха.
Что же мы с вами узнали? Давайте обобщим наши открытия.
/Дети отвечают на вопросы/
Что такое воздух?
Где можно обнаружить воздух?
Какими свойствами он обладает?
Итак, делаем вывод: Воздух – это невидимый газ. Он не имеет вкуса и запаха. Воздух находится везде и занимает место.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух?
Дети. Для дыхания.
Воспитатель. Дыхание. Вот главное назначение воздуха.
Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
7 опыт. С соломинкой.
Воспитатель. Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?
Дети. Пузырьки воздуха.
Воспитатель. И это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается /Расширяется/ и опускается /сжимается/.
Что происходит с лёгкими при дыхании?
Делаем вывод: При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.
Давайте мы с вами проведём физминутку.
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Воспитатель. Друзья, а как вы думаете, мы можем с вами не дышать?
Ответы детей.
Воспитатель. давайте вдохнём и задержим дыхание. Вот видите, человек может не дышать всего несколько минут. Воздух нам необходим.
Делаем вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.
Очень важно, чтобы воздух был чистым.
Воспитатель. Подумайте, ребята, а что бы мы с вами могли сделать, чтобы воздух был чище?
Дети. Беречь природу, сажать деревья, цветы…
Воспитатель. Молодцы. Я вам предлагаю сделать цветы.
Дети переходят за другие столы. /звучит музыка/
Воспитатель. Молодцы. А теперь прикрепим цветы на глобус. Посмотрите какая наша планета стала красивой. Давайте и в нашем городе будем беречь каждое деревце, каждый цветок. Ведь нам с вами жить на этой планете.
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались: были внимательными, наблюдательными, сделали много открытий, узнали много нового о воздухе. Вы были настоящими исследователями. А вам понравилось занятие? У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут-
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!