Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ «Морское царство»

Балыкова Татьяна
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ «Морское царство»
▼ Скачать + Заказать документы

«Морское царство»

Старшая группа

Цель: дать представление об образовании жемчужин; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; уточнять высказывания, помогать точно характеризовать предмет; углубить представление о свойствах и качествах предметов; развивать эстетическое восприятие; воспитывать организованность.

Обогащение словаря: моллюск, перламутровый, жемчужина, раковина

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ „Морское царство“» размещена в разделах

Материал: коробочки с бусинками по количеству детей, картинки для игры, украшения перламутрового оттенка, раковина с моллюском, ракушки, баночка с раковиной моллюска-жемчужницы, стаканчики с мелкой разноцветной солью, бутылочки 0.5 л, лист формата А3, штатив, объемные морские животные, ракушки 3 цветов для подведения итога занятия.

Предварительная работа: занятие по ознакомлению с окружающим «Морские обитатели», рассматривание альбома «Морские обитатели», чтение сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка».

Ход занятия:

- Ребята, давайте посмотрим, что удивительного и интересного сегодня мы найдем на нашем «Столике удивления»

(подходят к столу, поднимают салфетку – на столике лежат маленькие коробочки по количеству детей)

- Посмотрите на коробочки и попробуйте угадать, что там.

- Конфеты, маленькая игрушка, пуговицы.

(если дети затрудняются, воспитатель подводит к размеру предмета)

- Угадать, что именно лежит в коробочках, очень трудно. Но одно можно сказать точно, что этот предмет должен быть какой?

- Маленький

- Почему вы так решили?

- Коробочка маленькая.

- А теперь возьмите коробочки, подойдите к столу, осторожно откройте и посмотрите, что внутри.

- Бусинки

- Почему вы решили, что это бусинки, а не просто шарики? Чем бусинки отличаются от шариков? Возьмите в руки, рассмотрите внимательно.

- У бусинок есть отверстия для ниточки и из них можно собрать бусы.

- Какие бусы можно собрать?

- Красивые, длинные,

- Что для этого нужно?

- Бусинки, нитка.

- Какая нужна нитка?

- Прочная, леска.

- Как будем собирать бусы?

- Будем нанизывать бусинки на нитку.

- Можно взять толстую нитку? Почему?

- У бусинки маленькое отверстие.

- Чем они похожи бусинки?

- Размером, формой.

- Чем отличаются?

- Цветом

- Назовите цвет бусинок

- Белый, блестящий

- Найдите самую красивую бусинку. Что вы можете сказать про ее цвет?

- Цвет бусинки белый, но она отличается от остальных, имеет перламутровый оттенок, т. е переливающийся. Какое красивое слово «перламутровый». Давайте поиграем со словом «перламутровый» : произнесем это слово вместе. Произнесите это слово ласково (грубо, тихо (громко).

- Что еще бывает перламутровым?

- Лак для ногтей, помада, пуговицы, украшения. (Показываем)

- Кто пользуется вещами с перламутровым оттенком?

- Мама, все девочки и женщины.

- Вы сказали, что перламутровыми могут быть украшения. Посмотрите, это бусы из жемчуга. Они перламутровые. А кто из вас знает, где находят жемчужины?

- Под землей, как полезные ископаемые, клад.

- Они находятся на дне моря в раковинах моллюсков-жемчужниц. Хотите я расскажу вам сказку про моллюска. (дети переходят на коврик)

Давным-давно в маленькой раковине моллюска жило загадочное существо. Звали его просто Моллюск (показ). Он был ни на кого не похож: ни на птиц, ни на рыб, ни на растения, ни на других обитателей морского дна. Моллюск стеснялся своей внешности, поэтому никогда не покидал раковину. Он любовался просторами морского дна, лишь чуть-чуть приоткрывая створки раковины (показ). У Моллюска была подружка Русалочка. Она рассказывала другу о чудесах, которые можно увидеть, выплывая на поверхность воды, о голубом небе, солнце, красивых растениях, радуге. Моллюск очень любил слушать рассказы Русалочки. Однажды, плавая по морскому дну, Русалочка нашла волшебную кисточку и подарила ее Моллюску, чтобы он украсил стенки своей раковины красивыми рисунками, тогда ему не будет так скучно. От радости Моллюск стал рисовать все то, о чем рассказывала Русалочка, нанося на стенки слой, за слоем и сам удивился, тому, что у него получилось. Створки раковины стали перламутровыми. Русалочке перламутровый оттенок стен тоже понравился. Тогда Моллюск решил украсить песчинку, которая случайно попала в раковину и подарить ее Русалочке. Работал Моллюск очень много лет, наносил на песчинку слой за слоем. И вот, наконец, подарок был готов, из песчинки получилась великолепная жемчужинка перламутрового оттенка. Русалочка была в восторге от подарка, а Моллюску понравилось доставлять радость. С тех пор, готовить перламутровые жемчужины – основное занятие Моллюска.

(на подносе у воспитателя ракушки)

- Это открытые раковины моллюсков. Как они называются? Что вы можете сказать про них? Какие они?

- Гладкие, блестящие, переливающиеся, перламутровые.

- Моллюск – живое существо. Растет моллюск – растет и раковина. Как определим, какой был моллюск?

- Что общего между ракушками?

- Все раковины внутри перламутровые, если повернуть к солнышку – переливаются. Мы убедились, в природе все моллюски украшают стенки раковины перламутровым слоем. Внутри раковин-жемчужниц образуется жемчуг из песчинок, которые попадают внутрь раковины.

- По-моему на столике удивления что-то осталось.

(на столике под салфеткой лежит баночка с раковиной моллюска-жемчужницы)

- Как вы думаете, что в этой баночке?

- Моллюск, раковина.

- Моллюска достали со дна моря, чтобы мы могли заглянуть внутрь раковины, вдруг там окажется жемчужина.

(воспитатель достает раковину из банки, вытирает салфеткой, дает потрогать детям)

- Что вы можете сказать про раковину? Что чувствуете?

- Холодная, гладкая, мокрая

- Чем и как нам открыть раковину?

- Поддеть острым предметом.

- Это моллюск. Какой он? На что похож? (можно дать потрогать) какого цвета, размера?

- Скользкий, похож на желе, серый, маленький.

- А вот и жемчужина. Какая она?

- Маленькая, перламутровая, круглая.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, но для этого нужно разделиться на 2 команды. (делимся по любому принципу (мальчики-девочки, предложить выбрать ракушки из двух цветов: красные, синие и т. п.). Игра называется «Да – нет» (дети отгадывают содержание картинки, подбирая вопросы, на которые можно ответить только да и нет)

У каждой команды на столе картинка на морскую тематику вниз рисунком. Дети осторожно рассматривают картинку, оставляя содержание в секрете от соперников. По считалке определяют команду, которая будет отгадывать первой.

- У вас зверь?

- Нет

Физминутка по Брейнджиму.

- Моллюск очень любил рисовать. А вы любите? Я предлагаю нарисовать большую морскую картину. Чем мы можем ее нарисовать?

- Гуашью, красками, карандашами

- Я предлагаю нарисовать ее морской солью.

На столах баночки с мелкой разноцветной солью, мелкие ракушки, бутылочки 0,5 л пластиковые.

- Для того что бы рисовать нужно приготовить морские краски. Какие цвета будем использовать?

- Голубой, синий, зеленый и др.

- Краски нужно пересыпать из стаканчиков в бутылочку.

По ходу действия детям задаются вопросы: что делаешь, какая краска, как пересыпаешь и т. п.

Воспитатель готовит лист и штатив.

- Рисовать будем с помощью маятника. Подвесим бутылочку на крючок и раскачаем маятник.

Во время действия детям задаются вопросы: как сыпется, почему сыпется плохо, что нужно сделать, чтобы «закрасить» большую площадь листа и т. п.

Пустые бутылочки дети складывают в корзинку

- На что похожа наша картина?

- На морское дно.

- Давайте оживим картину. Дополним ее морскими обитателями. Нравится вам картина? Чем рисовали? Какая была соль?

- Подведем итог занятия. Что нового вы узнали сегодня?

- Мы познакомились с новым словом «перламутровый», узнали откуда берутся жемчужины, познакомились с морским обитателем – моллюском, научились рисовать с помощью маятника.

- У меня ракушки трех цветов: красные, желтые и зеленые. Каждая из них показывает, интересно ли вам было на занятии. Красная – было очень интересно, желтая – не все интересно, зеленая – совсем не интересно. Выберете каждый свою ракушку.

- Что понравилось больше всего? Что не понравилось?

- Молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Знакомство с огнем» Конспект нод по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе. Тип занятия: познавательное развитие.

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию. Лепка с элементами конструирования «Мостик»Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию. Лепка с элементами конструирования «Мостик» Цель: Формирование у детей знаний о назначении сооружений. Задачи: 1. Уточнить у детей представления о назначении мостов; 2. Учить детей.

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе «В музее головных уборов» Цель: создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: 1. Создать условия для побуждения.

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Обувной магазин» Цель: Пополнение словарного запаса детей, расширение знаний об обуви. Задачи: Учить выявлять и разрешать противоречия. Упражнять в образовании.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами ТРИЗ (музыка НОД) «Путешествие на весеннюю поляну» Цель: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного музицирования и технологии ТРИЗ. Задачи: •.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «В гости к Айболиту» Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «В гости к Айболиту» (Изучаем органы чувств) Программное.

НОД по познавательному развитию «В мире бабочек» с использованием технологии ТРИЗ-ртв Цель: создавать условия для развития словесного творчества использованием технологии ТРИЗ. Задачи: 1. Побуждать детей рассуждать, обогащать.

НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Космическое путешествие» (с элементами ТРИЗ) НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Космическое путешествие» (с элементами ТРИЗ). Цель: познакомить детей с космосом;.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Поможем птицам» с элементами техники изонити Конспект НОД по познавательному развитию «Поможем птицам» с элементами техники изонити Воспитатель высшей квалификационной категории В. М. Нестеренко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ «Морское царство»
Опубликовано: 25 октября 2016 в 22:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ «Морское царство»» (включая файлы) размещена пользователем Балыкова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД