Ирина Груданова
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ — технологий в старшей группе «Зубная щётка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
систематизировать представления детей старшей группы о свойствах объектов;
развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой;
продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения;
упражнять в разрешении проблемных ситуаций;
Развивающие :
развивать диалектическое мышление;
формировать навыки прогнозирования и фантазирования, развивать внимание;
активизировать мышление детей;
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ — технологий в старшей группе „Зубная щётка“» размещена в разделах
- Зубная щетка. Все о зубной щетке для детей
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
воспитывать у детей желание следить за своими зубами, чистить их, своевременно обращаться к врачу.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседа: «Если хочешь быть здоров», «Как уберечь зубы от кариеса» (А. А. Вахрушев. Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольника. Занятие №3, №4).
2. Беседа: «Подружись с зубной щеткой».
3. Экскурсия в стоматологический кабинет. Беседа с врачом-стоматологом на темы: «Как правильно чистить зубы», «Для чего человеку нужны здоровые зубы».
4. Профосмотр детей в кабинете стоматолога.
5. Беседа с детьми о необходимости чистить зубы.
6. Беседа по теме занятия с использованием «Детской энциклопедии» и другой методической литературы.
7. Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах для сохранения зубов; о рациональном питании, здоровом образе жизни.
8. Беседа на тему: «Как правильно выбрать зубную пасту и щётку».
Ход занятия
На столе в произвольном порядке разложены различные виды щё ток: зубная, для одежды, для обуви, массажная, для ухода за комнатными растениями, для мытья игрушек.
Дети решают пространственный элемент ТРИЗ-технологии «Да-нетку».
Воспитатель. Загаданный объект — зубная щётка.
Дети, у меня на столе разложены различные виды щёток. Рассмотрите внимательно, какие они, как устроены. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нетка». Загаданный объект — одна из щёток. А вам нужно разобраться и ответить мне, какие щётки для чего предназначены.
Дети отвечают, и останавливают внимание на зубной щетке.
Воспитатель. А сейчас наша зубная щётка «отправится» на «Волшебный экран».
Воспитатель. Почему эта щётка так называется?
Дети.
— Потому что ею чистят зубы.
— Потому что с помощью зубной щётки ухаживают за зубами.
— Потому что без нее нельзя хорошо почистить зубы.
Воспитатель. Какова ее главная задача? Для чего человеку нужно чистить зубы?
Дети.
— Для того, чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми.
— Чтобы не было кариеса.
— Чтобы было чем пережевывать пищу.
— Чтобы приятно было общаться, улыбаться, разговаривать.
Воспитатель. А еще, когда у человека здоровые зубы, то и сам он здоровый. Вот почему нам надо каждый день не забывать чистить зубки.
1-й ребёнок.
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
2-й ребёнок.
Предпочти конфетам фрукты —
Очень важные продукты.
3-й ребёнок.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
Дети (все вместе).
К стоматологу идем
В год два раза на прием,
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
Физкультминутка «Улыбка».
Воспитатель. Посмотрите на щетку, из каких частей она состоит?
Дети. Она состоит из ручки, ворсинок, щетины.
Воспитатель. Для чего нужны ворсинки?
Дети.
— Чтобы хорошо все вычистить между зубов.
— Вымести все микробы.
Воспитатель. Дети, а какие ворсинки могут быть на ощупь?
Дети.
— Жесткие.
— Не сильно жесткие.
— Мягкие, мокрые.
— Нежные, холодные.
— Колючие, теплые.
— Приятные и т. д.
Воспитатель. Правильно, ворсинки у щёток разные. Вот почему взрослые советуются с врачом-стоматологом, какую правильно выбрать зубную щётку. Поэтому как для взрослых, так и для детей выпускаются разные зубные щётки : жесткие, мягкие, цветные.
А какие вы знаете пословицы и поговорки про зубы?
Дети.
— Один плохой зуб поражает всю челюсть.
— Зубную боль не терпит и медведь.
— За чужой щекой рот не болит.
— Рот — причина наших болезней.
Воспитатель. Дети, а для чего у щётки ручка?
Дети. Для того, чтобы держать щётку и т. д.
Воспитатель. Представьте себе, если бы у зубных щёток не было ручек, какие неудобства были бы при чистке зубов?
Дети. Можно поранить десна, ворсинки могут застрять между зубами.
Воспитатель. Дети, не случайно наша зубная щётка лежала в этом множестве вещей. Какие еще бывают щётки? Для чего они предназначены?
Дети.
— Есть щётки хозяйственные : ими можно чистить посуду.
— Есть щётки для удаления пыли.
— Еще есть щётки для машины; есть и такие, которые чистят, подметают улицы.
— Есть щётки для пола, щёточки для ресниц и т. д.
Воспитатель. Зачем человек придумал так много щёток? Почему нельзя одной и той же щёткой чистить обувь и одежду?
Дети отвечают. Воспитатель анализирует их ответы.
Физкультминутка.
Воспитатель. Как вы думаете, чем человек в давние времена чистил зубы? Ведь тогда еще не придумали такой удобной зубной щётки.
Дети. Палочками, травой, жевали цветы, кору деревьев…
Воспитатель. Как выглядели эти приспособления, из каких частей состояли?
Дети. Они не были похожи на зубную щётку, ими было неудобно чистить зубы.
Воспитатель. А теперь послушайте рассказ о зубной щётке.
Зубную щётку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами — вот и все было «изобретение». Но в наше время в Индии на базарах продают также «зубные щетки» из веточек определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размоченные волокна с успехом очистят зубы, а выделяющийся сок (весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и десны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пользовались так называемой зубной метлой или веточкой-палочкой с пучком щетины на конце.
Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями.
Но — это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Усовершенствуются и виды зубных щеток. Есть простые, механические, а есть и электрические.
Воспитатель. Вот почему человек стал придумывать новую зубную щётку.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Цепочка».
Игра «Цепочка».
Первый ребенок называет объект и его свойство, передает мяч, второй ребенок — объект с названным свойством, третий — другое свойство нового объекта.
Например: морковь сладкая — сладким бывает сахар, сахар белый — белым бывает снег, снег пушистый — пушистым бывает зайчик и т. д.
Воспитатель. Дети, а теперь давайте подумаем, что в нашей зубной щётке хорошо, а что плохо?
Игра «Хорошо — плохо».
Воспитатель. А как эти недостатки можно устранить? Давайте изобретем прямо сейчас свою зубную щётку, которой еще никто никогда не видел, это щётка будущего. Закройте глаза и представьте каждый свою новую щётку.
(Рассказы детей.)
Практическая часть.
Элементы изобразительной деятельности.
Дети рисуют изобретенную ими зубную щётку и комментируют свой рисунок.
(Рассказы детей.)
— У меня будет щётка с ворсинками с двух сторон. Ворсинка будут держаться на валике, который будет вращаться, а ворсинки будут сами чистить зубы. На ручке будет выключатель.
— А у моей щётки ручка волшебная. Как только я дотронусь до ручки, оттуда покажется волшебный экранчик. Я его подношу ко рту, а там загорается лампочка. И зубы чистятся сами. Моя щётка называется электронной.
— А у меня зубная щётка — невидимка. Как только я подумаю, что нужно чистить зубы, щётка прилетает ко мне сама. Залетает в рот и чистит зубы. Она круглая и очень маленькая. У нее нет ручки, но зубы она чистит хорошо. Почистит зубы и станет снова невидимкой. Вот такая у меня щётка.