Раиса Бажутина
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Знакомство с органами пищеварения»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию с детьми старшей группы
Тема «Знакомство с органами пищеварения»
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему организму, умение заботиться о своём здоровье.
Развивающие : Обогащать и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своём организме. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Знакомство с органами пищеварения“» размещена в разделах
Обучающие: Познакомить детей с органами пищеварения (пищевод, желудок)
Закреплять знания детей о ротовой полости (зубы, язык, слюнные железы)
Материал: иллюстрации, таблицы, художественная литература, д/игра «Разложи картинки», наждачная бумага, печенье, салфетки, схемы
Ход:
Ребята, послушайте загадку: «Вокруг проруби сидят белые голубки» (рот и зубы)
Молодцы! А кто нам напомнит, для чего человеку нужны зубы? А как ты думаешь, зачем зубы измельчают пищу? (чем тщательнее измельчена пища, тем лучше для нашего здоровья. Плохо пережёванная пища вызывает различные заболевания)
Кто хочет ещё раз для всех повторить? А кто помнит, сколько зубов у человека и какие они? (32. клыки, резцы, коренные) А как вы думаете, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми?
Следующая загадка: «Всегда во рту, а не проглотишь» (Язык)
А для чего человеку язык? (помогает общаться друг с другом, различает вкус пищи)
А кто напомнит, что же есть у нас на языке? (вкусовые почки)
А почему их так называют? Зачем они нужны? (определяют вкус пищи)
А все ли почки одинаковые? (Все разные. Одни различают сладкое, другие – кислое, третьи –горькое, четвёртые – солёное)
Воспитатель с детьми рассматривают таблицу
Вкусовые почки как вы помните, состоят из нервных клеточек. А вы помните какие клеточки где расположены? Покажи Саша, где находятся клеточки, различающие только сладкое. Полина покажи, где находятся клеточки, различающие кислое и т. д.
А сейчас я приглашаю вас совершить необыкновенное путешествие вместе вот с этим печеньем. Понюхайте его. Как вы думаете, кто вам сообщил, что печенье имеет приятный запах? Верно. Это нервные клеточки, живущие в носу почувствовали приятный запах и передали в мозг специальный сигнал. А уж мозг дал команду «Хочешь? Попробуй» Возьмите себе по печеньку. Положите его в рот и прожуйте. Что же произошло с печеньком во рту? Почему он превратился в мягкий комочек? Кто знает? (Заработали слюнные железы. Они выделили слюну и она смягчила наше печенье)
Что произошло дальше? (зубы измельчили) Вот его проглотили. Как вы думаете куда дальше отправилось наше печенье? Оно помчалось, как вагончик вот по этому тоннелю (показ на таблице) Эту трубочку-тоннель называют пищевод. Кто запомнил как его называют? Печенье проскочило по пищеводу очень быстро и вы наверное это почувствовали. А кто же его так быстро протолкнул? Сделали это мышцы, находящиеся в стенках пищевода. Они сокращаются волнообразно. Вот так. Давайте вместе представим что мы пищевод и проталкиваем наше печенье (дети выполняют движение)
Это похоже на то, как мы с вами выдавливаем зубную пасту из тюбика.
Вот такие чудеса происходят с пищей вот здесь. Кто помнит, как это называется.
Затем наш кусочек попадает вот сюда (показ на таблице).Это желудок. Его можно шутливо назвать «Волшебная кастрюля-скороварка» кто догадался, что сейчас происходит в желудке с нашим печеньем?
Стенки желудка шероховатые и похожи на наждачную бумагу. Потрогайте поверхность бумаги. вот и стенки желудка почти такие. С помощью печени в желудке выделяется специальная жидкость. Называется желудочный сок. Стенки желудка измельчают пищу, а желудочный сок помогает её переваривать.
Подойдите сюда. (дети подходят к столам) Давайте представим, что это стенки желудка. Попробуем растереть печенье на наждачной бумаге (дети выполняют и комментируют свои действия). Что же произошло? Вот и в желудке сейчас наше печенье превращается в мелкую крупу. Ребята а давайте найдём где же у нас находиться желудок.
(дети находят местоположение желудка. С левой стороны, там где кончаются рёбра)
(Дети садятся на стульчики)
Ребята, а как вы думаете, почему у человека иногда бывают боли в области желудка?
(плохо пережёванная пища, недоброкачественная пища)
Существуют правила для нашего желудка:
- не ешь много жаренной, острой и жирной пищи
- не глотай до тех пор, пока всё хорошо не прожуёшь
-не разговаривай, когда жуёшь
- не ешь грязную пищу
- не ешь недоброкачественную испорченную пищу.
Постарайтесь запомнить эти правила. Если вы будете их соблюдать, то вашему желудку ничего не будет страшно. А как думаете, что помогает нашему желудку хорошо работать? (ответы детей)
Ну вот мы и совершили путешествие с нашим печеньем. Вам понравилось?
А вот что же происходит с пищей дальше мы узнаем в следующий раз.