Елена Хлебородова
Конспект НОД по познавательному развитию «Там на неведомых дорожках… Птицы Приморского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей положительное и активное отношение к природе.
Задачи:
развивать наблюдательность и любознательность ребят;
расширять знания о птицах Приморского края
продолжать знакомить детей с Красной книгой Приморского края
приучать детей заботиться о птицах (изготовление кормушки из подручных материалов)
воспитывать чувство любви к прекрасному, к окружающему нас миру.
Методы и приемы: словесный, наглядный, самостоятельный, игровой.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Там на неведомых дорожках… Птицы Приморского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Приморский край
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Предварительная работа:
- Беседы о родном крае, «Кто живет в лесу?»
- НОД «Красная книга», «Юный эколог».
- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Растения Приморского края» и др. ;
Словарная работа: Уссурийская тайга, фотосессия
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор- проектор, экран, разрезные картинки птиц, презентация «Там на неведомых дорожках…», иллюстрации птиц занесенных в Красную книгу Приморского края, пачки из-под сока по количеству детей, ножницы, веревка, клей, цветная бумага, сюрпризный момент, Красная книга.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром со мной произошли чудеса. Зашумел сильный ветер и я встретила Старичка-лесовичка (слайд 1). Посмотрите, какой интересный конверт он мне передал.
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Старичок-лесовичок. Я живу в Уссурийской тайге, где обитает огромное количество птиц. Недавно я провел фотосессию и сфотографировал птиц. Высылаю вам фотографии.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии, присланные Лесовичком.
Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации птиц : кедровка, голубая сорока, лебедь-шипун, лебедь-кликун, ястреб, утка-мандаринка, дятел, иволга, малиновка (зарянка)
Воспитатель: Ой, беда, некоторые картинки порвались, помогите мне их собрать. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка, Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.
У нее была корзинка. Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».
Вдруг корзинка на пол – бух, Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.
Полетело десять мух! Ребенок разводит руки в стороны и шевелит
Дидиктическая игра «Собери картинку»(дети делятся на 4 команды и собирают картинки в одно целое) (Приложение 3)
Утка-мандаринка особенная утка. Она как игрушка, в ее оперении сочетаются все цвета радуги. В отличие от других уток она строит себе гнездо в дупле дерева на высоте больше 10 метров. В определенный срок в гнезде появляются маленькие пушистые комочки. Обсохнув после рождения, утята выпрыгивают из гнезда на воду и в гнездо больше не возвращаются.
Когда-то в давние времена эту утку для украшения своих водоемов разводили богатые люди в Китае - мандарины. Возможно в память об этом самую красивую в мире утку так и назвали – мандаринка.
Кстати, наше Приморье на редкость богато птицами : их здесь 350 видов. Ни на одной из территорий великой России такого разнообразия птиц не встретишь. Причем среди них много тропически ярко окрашенных. Иволга.
Эта симпатичная желтая птичка – прекрасный певец. Кажется, будто кто-то играет на флейте, когда она поет. Но иногда она может закричать, как кошка, которой наступили на хвост. Голубая сорока. Эту удивительную сороку вы можете встретить в Испании и в нашей Уссурийской тайге.
Воспитатель: А вы слышали как поют птицы? А какие птицы вам знакомы?
Дидиктическая игра «Узнай по голосу» (слайды 3-10, воспитатель включает пение определенной птицы, а дети отгадывают птицу.)
Игра «Не все птицы летают одинаково». А вы знаете, что не все птицы летают одинаково. Ворона-20 взмахов в секунду, синица – 70, зарянка-23.
(Каждый ребенок «превратившись» в какую-либо птицу начинает махать «крыльями» в течение одной минуты. Кто устал садится на стульчик)
Воспитатель: Давайте дальше читать письмо Лесовичка.
«Ребята, а вы знаете, что многие птицы Уссурийской тайги занесены в Красную книгу. И их нужно охранять?»
Воспитатель: А вы знаете, почему эта книга красного цвета? (опасность, тревога). Почему они занесены в эту книгу? (их осталось очень мало)
Воспитатель: Ребята, а что бы было если бы исчезли птицы на нашей земле? (Без птиц самый красивый уголок природы мертв. Они тлучшее украшение лесов, парков, садов. Развелось бы много грызунов, сорняков.
Воспитатель: Да, ребята, я с вами согласна. Птицы лучшее украшение лесов, садов, парков. А чтобы птицы могли нас радовать летом своим пением, чем мы сейчас, зимой можем помочь нашим пернатым друзьям (подкормить птиц, сделать кормушки, следить, чтобы в кормушках всегда был корм).
Физкультминутка.
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной)
-Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)
-Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова левою ногою,
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.
Воспитатель: Читаем дальше письмо Лесовичка?
«Ребята, вы знаете, зима в этом году выдалась холодная и многие птицы из тайги перебрались ближе к человеческому жилью. Но и там не всегда хватает корма. У меня к вам просьба помогите птицам перезимовать. С уважением ваш друг Старичок –лесовичок.»
Воспитатель: Как вы думаете, чем мы можем помочь птицам?
(Сделать для птиц кормушки)
Практическая работа.
Что нам понадобится для изготовления кормушки? (пачка из-под сока, ножницы, веревка, клей, цветная бумага)
Давайте вспомним правила работы с ножницами, клеем.
Пальчиковая гимнастика.
«Считалка»
Сколько пальчиков у нас? Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.
Посчитаем?
- Это – раз! Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палец поднимает вверх.
Загибаем?
- Это – два!
Продолжаем?
- Три, четыре…
Где же пятый?
- Вот, смотрите!
Продолжаем на другой: Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.
Вот шестой, седьмой, восьмой…
Пиф-паф-ой-ой-ой!
Да, девятый он такой!
Сколько пальчиков всего? Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны
- Ровно десять! О-го-го!
Дети из заранее подготовленных пачек из-под сока делают кормушки для птиц.
Воспитатель: Как вы все старались, молодцы. Наши труды не пройдут зря.
Кормушки мы развесим на участке детского сада. А Старичок-лесовичок говорит нам большое спасибо (слайд 11) и для нас приготовил небольшой сюрприз.
Воспитатель достает мешочек, в котором приготовлен корм для птиц (семена, крупа).
Рефлексия
Давайте с вами повторим. С какими птицами мы познакомились? (Утка-мандаринка, ястреб, дятел, голубая сорока, иволга, кедровка)
Список литературы:
1. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя/Сост. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991- 368 с.
2. М. В. Маркина «Путешествия по родному краю», Владивосток, «Дальнаука», 1997г.
3. А. В. Тихонов Красная книга России: науч. -поп. издание для детей. – М. РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 414 с., ил.