Марина Васильевна Забелина
Конспект НОД по познавательному развитию «Память высеченная камнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Конспект НОД по познавательному развитию «Память высеченная камнем»
Цель: продолжить формирование патриотических чувств на основе ознакомления с памятниками Великой Отечественной войны нашего города Самары.
Задачи.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Память высеченная камнем“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Память. Развитие памяти у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Образовательные: познакомить с памятниками Великой Отечественной войны города Самары, формировать представление детей о жизни детей в военное время, обобщать и расширять знания детей о героях войны, о боевой технике.
Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания; учить давать чёткие, краткие ответы на конкретно поставленные вопросы.
Воспитательные: воспитывать уважение и благодарность к ветеранам, чувство гордости за свою страну, победившую врага.
Материалы и оборудование: экран, проектор, презентация «Памятники и монументы, посвященные Великой Отечественной войне», песни военных лет.
Предварительная работа: чтение произведений о войне, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины.
Содержание непосредственно - образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, какой праздник скоро приближается? (Ответы детей). Мы знаем, что совсем не просто пришел к нам этот день. Его завоевали наши доблестные деды. Долгие четыре года длилась эта война. Боролись с фашистами взрослые и дети. Русский народ победил врага. Многие не вернулись с войны. Но мы помним о них.
Воспитатель. Как люди сохранили память об этом страшном времени, о людях, которые победили фашистов? Что нам напоминает о той войне? (ответы детей) Правильно все народы воспевают своих героев - защитников Родины. О них слагают поэмы, поют песни, их именами называют улицы, площади, им ставят памятники. В бронзе, граните и мраморе обелисков наша страна увековечила память о славных воинах, ставших гордостью нашего народа. В дождь ли, в снег сюда идут люди. Посетить эти места - значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом.
Воспитатель. И в нашем городе Самара есть места, где можно вспомнить солдат, которые не вернулись с той войны. Ребята, я вас приглашаю на экскурсию по городу Самара.
Просмотр слайдов – «Памятники – монументы в Самаре»
Слайд №3 (Современное фото памятника самолёт ИЛ-2).
Воспитатель. Первая остановка. Кто узнал это место? Знаете, как называется это самолёт? (Ответы детей). Подробнее нам расскажет об этом Данила И.
Самолёт с названием-Ил-2 начали выпускать в городе Самара во время войны специально для наших лётчиков, чтобы они победили врага. Русские лётчики, летая на самолётах Ил- 2 сбрасывали бомбы и взрывали фашистские танки, вражеские поезда. Поэтому фашисты боялись этого самолёта и называли его «летающий танк». Много подвигов совершили лётчики на самолёте Ил-2.
Воспитатель. И на самолёте, который стоит сейчас в нашем городе отважный летчик Константин Михайлович Котляровский совершил боевой подвиг. В одно морозное утро лучших лётчиков направили на важное боевое задание. Им надо было взорвать фашистские самолёты, которые стояли на аэродроме. Лётчики справились с заданием. - Они сбросили бомбы и уничтожили 40 вражеских самолётов и склад с оружием. Но когда стали улетать обратно, один самолет подбили фашисты и он задымился. Лётчику пришлось посадить свой подбитый самолёт на болото.
Слайд №4 (Портрет лётчика Котляровского)
Воспитатель. Пилот Константин Котляровский был ранен, а его друг второй лётчик был убит. Раненый лётчик выбрался из самолёта и стал пробираться по снегу к нашим солдатам. Несколько дней он шёл, силы покидали его, но лётчик не останавливался. Только на седьмой день обессиленного лётчика подобрали наши солдаты.
Слайд №5 (Подбитый самолёт ИЛ-2)
Воспитатель. А спустя много лет нашли в болоте тот подбитый самолёт. Привезли в Самару, отремонтировали, установили как памятник.
Слайд №6 (Самолет на проходной завода)
Воспитатель. Как вы думаете, зачем поставили в нашем городе этот самолёт? (ответы детей). Верно, если памятник штурмовику Ил-2 установили в Самаре, значит именно в Самаре, в годы войны выпускали штурмовики ИЛ-2.
Слайд №7 (Самолёт -памятник на одном из самых видных мест города)
Воспитатель. Наша экскурсия продолжается.
Слайд №8 (Памятник шофёрам)
Воспитатель. Вы видите ещё один памятник. Ребята, как вы думаете, в честь кого установили этот памятник? (ответы детей) Верно, это памятник военным шоферам и военному грузовику. Оказывается, не только на самолётах, но и на автомобилях совершали свои подвиги русские люди. В годы войны грузовик был главным помощником. А как вы думаете, как машина может помочь людям? (ответы детей) Правильно. На нём доставляли орудия к местам сражения, привозили оружие на фронт, солдатам, перевозили взрослых и детей подальше от фашистов, вывозили раненых солдат. Эта машина могла пройти по любым дорогам. Водители гнали свои грузовики вперёд, в метель (пургу, ехали, если даже по ним стреляли из фашистских пулемётов.
Слайд №9- 11 (Едут грузовики)
Звучит минусовка «Эх -дороги» (Воспитатель рассказывает историю шофёра на фоне тихо играющей мелодии.)
Однажды во время войны зимой шофёр повёз хлеб голодным детям.
Он торопился, чтобы быстрее привезти хлеб, дети очень хотели есть. Фашисты открыли огонь по грузовику. Но шофёр ехал, не останавливаясь. Он думал о голодных детях, которые ждут его с хлебом. И вот мотор грузовика не выдержал мороза и перестал работать. Водитель заводил мотор, но ничего не получалось. Тогда шофёр снял свою рукавицу, поджог её и стал согревать огнём мотор. Огонь обжигал ему пальцы, но он терпел. Наконец мотор отогрелся и завёлся. Водитель сжимал руль локтями, потому что его пальцы обгорели. Шофёр привёз много хлеба детям и их покормили.
Как вы думаете можно ли назвать шофёра героем? (ответы детей)
Воспитатель. Вы уже знаете, что всех героев награждали орденами и медалями. Давайте назовём слова, которые подходят для характеристики героя (ответы детей). Правильно: смелый, храбрый, терпеливый, сильный, отважный, умный, заботливый, выносливый, мужественный, крепкий.
Воспитатель. Наша экскурсия продолжается.
Слайд №12-14 (Памятник несовершеннолетним труженикам тыла)
Воспитатель. Ребята, кого мы видим на этом памятнике? (Ответы детей). Совершенно особенный памятник – это благодарность от города детям – труженикам тыла.
Дети трудились на военных заводах, ухаживали за раненными и больными, воевали в партизанских отрядах. Все они верили и приближали победу как могли. Именно детям войны, без которых в тылу было не обойтись, посвящен этот памятник.
Слайд №15 (Монумент Славы)
Воспитатель. Монумент Славы- один из главных символов города.
На 40-метровом пьедестале 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад Самары в создание авиационной промышленности страны.
Слайд №16 (Горельеф "Скорбящей Матери-Родине")
Воспитатель. Мы видим ещё один памятник. Есть огонь, который вызывает у людей особые воспоминания, воспоминания о войне.
Ребята, кто знает, как называется этот огонь? (Ответы детей)
Слайды №17-18 (Вечный огонь)
Воспитатель. Да, конечно! Вечный огонь горит всегда, и зимой и летом, чтобы мы всегда (вечно) помнили о погибших на войне солдатах и не забывали о людях, которые победили врага.
Ребята, зачем люди приходят к памятникам, приносят цветы? (Ответы детей). Верно, в дождь ли, в снег сюда идут люди. Посетить эти места - значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом. Когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятников героям. Поклонитесь их памяти! Около памятников 9 мая собираются и ветераны, чтобы вспомнить своих боевых товарищей. В их честь и в знак Великой Победы 9 мая в небе прогремит праздничный салют!
Воспитатель. Как мы можем поблагодарить ветеранов за то, что они подарили нам мир? (Ответы детей). Верно, сказать «спасибо, подарить цветы и праздничные открытки, сделанные вами накануне праздника. А также можете принять участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», пройдя с портретами своих погибших близких по городу Самара.
Воспитатель. Поздравляю Вас с наступающим праздником Победы. Хочу пожелать вам чистого неба над головой, здоровья, мирной жизни, успехов во всех начинаниях!