Нелли Корабельникова
Конспект НОД по познавательному развитию «Молния»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятиями "электричество", "электрический ток".
Задачи:
• образовательные: познакомить детей с причиной образования молнии, закреплять умение фиксировать результаты опытов;
• воспитательные: познакомить детей с основами безопасного обращения с электричеством и правилами поведения во время грозы;
• развивающие : развивать причинно-следственные связи.
Оборудование: воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская кнопка.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Молния“» размещена в разделах
Словарная работа: электрический заряд, молния, гроза.
Предварительная работа:
• Наблюдение за грозой»;
• Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева "люблю грозу в начале мая".
Ход НОД.
Гном Вильгельм. Я хочу подарить вам необычные шарики.
Воспитатель. Что же в них необычного?
Гном Вильгельм. Они у меня дрессированные. Хотите посмотреть?
Воспитатель. Конечно, хотим. Давайте потрем воздушный шарик о шерстяной свитер или шарф и приложить его к стене.
Дети повторяют действия.
Воспитатель. Видите, какие шарики послушные - держатся за стену, не падают. Как вы думаете почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Шарики не падают потому, что они наэлектризовались. Что мы сначала сделали с шариком? Правильно, потерли о шерстяную вещь. Шарик таким образом получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды, так же как и полюсы магнитов, притягиваются.
Давайте рассмотрим схему.
Гном Вильгельм. Тогда одинаковые разряды должны отталкиваться? (Да.) Как это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и затем положить их рядом.
Дети выполняют действия.
Воспитатель. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Почему так происходит? (одинаковые заряды отталкиваются друг от друга).
Дети зарисовывают результаты опыта.
Гном Вильгельм. Я слышал, что заряды могут издавать звук. Так ли это? Как можно услышать этот звук?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Прикрепите большую металлическую скрепку к столу, чтобы она стояла. С помощью чего ее можно закрепить? Закрепите пластилином. Возьмите пластмассовую линейку, оберните ее шерстяной тканью и потрите. Теперь быстро поднесите линейку к верху скрепки. Что услышали? правильно. послышался треск.
Дети повторяют опыт самостоятельно.
Воспитатель. На что похож это треск? Можете ли вы сказать, когда в природе случается электрическая буря?
Если дети затрудняются с ответом, то можно дать подсказку в виде загадку:
Стучит без рук,
Горит без огня,
Это гром и. (молния).
Гном Вильгельм. Неужели гром и молния вызываются электричеством?
Воспитатель. Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния - это электрический разряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из нее посыпались искры. Этот опыт очень опасный, и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака дождевые капли и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке мощный электрический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния.
Гном Вильгельм. Почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Гром и молния рождаются одновременно. но, так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию, а потом слышим гром.
Гном Вильгельм. Если гром и молния образуют мощный электрический заряд, то пусть они людям приносят пользу. Могут ли они зажигать лампочки в домах?
Воспитатель. Хоть молния и могуча, расходует она свою силу очень быстро, запас электричества у нее маленький.
Гном Вильгельм. Гроза бывает очень опасной. Как следует вести себя, если вы попали в грозу.
Дети вместе с гномом выводят правила поведения во время грозы:
1. Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.
2. Во время грозы следует отключить от электричества все электроприборы, компьютер, мобильный телефон.
3. Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.
4. Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!
5. При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, доме, здании с молниеотводом.
6. Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.
7. Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.
8. Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!
9. Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.
10. Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.
(Просмотр слайдовой презентации "Гроза. Правила поведения во время грозы").
Гном Вильгельм. Спасибо, ребята. Что вы узнали сегодня нового? Я надеюсь, что вы не забудете, какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы.