Ермошина
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, просмотр компьютерной презентации, лепка, народная подвижная игра, чтение чувашского фольклора, чтение стихов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Цель: Формирование представлений детей о народе Чувашии изготовление оберега по мотивам народного чувашского искусства.
Задачи:
- образовательные – познакомить детей с чувашским народом их традициями и бытом.
- развивающие
– развивать познавательные процессы и речь;
- обогатить словарный запас детей следующими словами и выражениями: Республика Чувашия, Чебоксары, чувашский народ, многонациональная страна, национальный костюм, оберег, орнамент, река Волга;
-воспитательные – воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес, желание составлять узоры по мотивам народного искусства.
Предварительная работа: чтение чувашских сказок «Лиса и дятел», «Капелька», легенды «Три Солнца», рассматривание национальных народных костюмов, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, поговорок, чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, разучивание подвижной игры «Ручейки», рассматривание различных оберегов куклы - закрутки, орнамента, слушание музыкальных произведений чувашского народа.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Здравствуй, Чувашия!», аудиозапись «Чувашские мотивы», заготовки оберега на картоне, пластилин трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный); стека, конверт с письмом, гелевый воздушный шар, кукла в чувашском национальном костюме, угощение для детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности
В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее.
Воспитатель: Посмотрите, какое волшебство, к нам прилетел воздушный шар! А на нём привязан конверт! Хотите его открыть и посмотреть, что там?
Дети вскрывают конверт и находят куклу в национальном костюме и письмо.
Воспитатель: Какая интересная куколка в необычном наряде! Интересно кто она и откуда?
А тут ещё и письмо. Хотите я вам его прочитаю.
Читаю письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Я жительница города Чебоксары — это столица чувашской республики. Хочу пригласить вас к нам в гости и познакомить с нашей культурой, традициями, бытом. Приезжайте я вас жду! Желаю удачи!»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попутешествовать? Я предлагаю на этом воздушном шаре и полететь. А куда, увидите сами! Дети к запуску шара готовы?
Д: Всегда готовы?
В: Пристегнуть ремни!
Д: Есть пристегнуть ремни!
В: Завести моторы!
Д: Есть завести моторы!
В: Какое у вас настроение?
Д: Хорошее, радостное!
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Присаживайтесь, ребята, сейчас мы посмотрим, где очутились!
Просмотр презентации «Здравствуй, Чувашия!»
Воспитатель: Помните, ребята, мы с вами играли в игру «Ручейки», оказывается это чувашская народная игра. Я предлагаю вам сейчас в неё поиграть и пригласить наших гостей.
Физкульт минутка
Подвижная игра
«Ручейки»
с сопровождением чувашской народной музыки.
Работа в мастерской
Воспитатель: Как хорошо мы с вами поиграли! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Все, таки, какой удивительный чувашский народ проживает на территории нашей большой страны Россия. Вспомните, какие необычные национальные костюмы у чувашского народа, атрибуты одежды. Кто, может вспомнить, какие цвета преобладают на национальной одежде чувашского народа? (Красный, жёлтый, зелёный, белый). Обратите внимание, что костюмы украшены необычной вышивкой, вышивали разные красивые орнаменты своими руками, которые являются оберегами для чувашского народа. А оберег – это защита от злых сил.
Сейчас я вам покажу чувашский оберег, который оберегал дом, семью от злых сил.
А давайте сделаем такой же для вашего дома и вашей семьи, чтобы в вашем доме царило
Солнце, гармония, согласие
Свет, тепло, очаг, жизнь
Доброта
Трудолюбие, жизнестойкость
Взаимопонимание
Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота
Верность, единство, любовь.
Воспитатель: Для каждого из вас приготовлено рабочее место со всем необходимым, но как же быть, у нас с вами нет, ни карандашей, ни красок, но есть пластилин.
Я предлагаю вам разукрасить наш оберег весьма необычным способом с помощью пластина разного цвета.
Пластилин мы будем стараться наносить тонким слоем на контуры орнамента, посмотрите, как я это буду делать.
Отщипываю кусочек пластилина, разминаю его и аккуратно растираю его по контурам орнамента. Цвет подбираем такой же, как на трафарете оберега.
Посмотрите, что у вас должно, получится! (обращаю внимание на готовую работу)
Воспитатель: Прежде, чем вы начнёте лепить мы поработаем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
- «Здравствуй, солнце золотое!
- Здравствуй, небо голубое! (на правой руке поочередно соединяем пластилин с каждым пальцем).
- Здравствуй, маленький дубок!
- Здравствуй, вольный ветерок! (на левой руке поочередно соединяем пластилин с каждым пальцем).
- Мы живем в одном краю (имитация рукопожатия).
- Всех я вас приветствую! (обе руки вниз в стороны)».
Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуйста, к работе, ваша задача украсить свой неповторимый оберег.
Самостоятельная работа детей под сопровождением чувашской народной музыки.
Воспитатель: Ребята, какая красота у вас получилась!
А теперь скажите, кто запомнил, для чего мы эти обереги сделали?
Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в Республику Чувашия? А что больше всего?
А, хотели бы, вы дальше знакомится, с другими народами нашей многонациональной страны Россия?
А вы знаете, ребята, что чувашский народ очень любят сладости, и чувашские конфеты славятся во всём мире. Я хочу вас угостить сладостями.
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М. : Мозаика. – Синтез, 2017г.
2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.
3. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской вышивки». – Л. : Аврора, 1977.
4. Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. – Ч. : Чувашское кн. изд-во, 1995г.
5. Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.