Татьяна Казьмина
Конспект НОД по познавательному развитию «Лаборатория «Сказочных открытий» или «Сказка «Вирус-коронавирус»
▼ Скачать +Заказ
Для детей старшего возраста. Воспитатель: Казьмина Татьяна Николаевна
Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о микроорганизмах, местах их пребывания, правилах гигиены.
Задачи:
Обучающие
Способствовать формированию представления о том, что окружающий мир населен микроорганизмами – микробами, вирусами, бактериями.
Формировать умение предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья.
Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Формировать умение борьбы с вредными микробами.
Развивающие
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лаборатория „Сказочных открытий“ или „Сказка „Вирус-коронавирус“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коронавирус
- Коронавирус. Конспекты занятий
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Микробы, вирусы, корановирус. Сказки и стихи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Уточнять знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях.
Развивать наблюдательность, умение заключать выводы.
Закреплять ранее известные знания.
Воспитывающие
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы и условий для активной опытнической деятельности детей.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о гигиене
Чтение произведений о микробах, вирусах.
Знакомство с микроскопом
Заранее клали хлеб в теплую среду, чтобы вырастить плесень. Ставили в теплое место молоко, чтобы получить кефир, ставили тесто в теплое место, чтобы увидеть наглядно как микроорганизмы увеличиваются в размерах.
Методы и приемы: коллективная деятельность (совместная деятельность педагога с детьми). Игровой, наглядный и практический вид деятельности.
Материалы и оборудование:
Микроскоп, пластилин, доски для пластилина, мультимедийное оборудование, 2 ноутбука, телевизор, документ-камера, презентация: «Лаборатория «Сказочных открытий» или «Сказка вирус-коронавирус»».
Свое оборудование на каждый опыт:
Опыт «Как растут разные микробы»- кефир, дрожжевое тесто в миске, хлебные кусочки с плесенью в контейнере.
Опыт «Микроб в ладошке»-чаша с мелко нарезанной мишурой, антибактериальные салфетки, мусорное ведро.
Опыт «Чужие микробы» - альбомные листы, баночки с разноцветной краской, кисти, непроливайки, подставки для кистей, пустая емкость.
Опыт «Путешествие микроба»- зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, маска медицинская, пульверизатор с теплой водой.
Структура НОД:
1. Вводная часть
Слайд №2 (звук)
Звучит песня «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам побывать в лаборатории «Сказочных открытий». Вы готовы к научным открытиям?
Хотите я вам расскажу один секрет? (Ответы детей) Все научные открытия – это своего рода сказка. Хотите в сказке оказаться? (Ответы детей)
2. Основная часть:
Воспитатель. Поговорим мы сегодня о самых первых жителях Земли, самых маленьких её обитателях о микроорганизмах – это о микробах, вирусах, бактериях.
Слайд №3
Они живут повсюду: в почве; в воздухе, в воде, на нашем теле, в пище, которую мы не правильно храним или не моем.
Они очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп и то не в каждый – это ли не сказка?
Для чего изобрели микроскоп? (Ответы детей.)
Для того, чтобы рассмотреть микробов, вирусы нам нужен более мощный микроскоп, у нас к сожалению такого нет. Но, в этом нам поможет наша документ –камера.
Вы когда-нибудь видели настоящих микробов или вирусов? (Ответы детей.) Рассматривание с помощью документ – камеры
Рассмотрите микробы и ответьте, есть ли у него тело, голова, лапы, хвост, рот? (Ответы детей.)
Воспитатель. Какой формы тело у нашего микроба? (Ответы детей).
Слайд №4
Воспитатель. Мы с вами установили, что микробы не имеют лап, головы, рта, ушей, они состоят из одного тела. Но они живые, едят, растут, двигаются и размножаются.
Давайте с помощью пластилина вырастим своих микробов.
Демонстрация с помощью документ – камеры
Возьмите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Это «микроб», попавший в человека или на предметы. Через некоторое время он начинает питаться и расти. Когда микроб достигает нужного размера, он просто делится пополам. (Разделите шарик на две части.)
Сколько «микробов» стало? Эти маленькие микробы питаются и растут (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Микробы становятся большими и опять делятся надвое. И так это может продолжаться бесконечно.
Так как у микробов нет рта, пища проникает в них через оболочку (тельце).
Воспитатель. Но это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди.
Слайд№5 (Звук)
Воспитатель. Жили – были дед да баба. Ели кашу с молоком, пили чай с крендельком.
Кстати, говоря о молоке и крендельке, т. е. мучном изделии. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента, спрятали ото всех кусочки сырого хлеба и кружку молока. Сегодня утром мы поставили на батарею микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли, чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем? Проверяем, выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микроорганизмы, а потом вредные посмотрим?
- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.
- Как поднялось наше тесто. Это выросли полезные микроорганизмы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, дрожжи помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.
А теперь посмотрим под камерой как в микроскоп плесень.
Рассматривание с помощью документ – камеры
Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Поэтому смотрим с помощью нашей волшебной документ-камеры. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микроорганизмов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.
Слайд №6 (Звучит музыка)
Вдруг, откуда не возьмись, (щелчок) вирус страшный появился. Катится по белу свету, песенку поё т:
Слайд №7
Я вирус – Коронавирус.
В Китае побывал,
В Италии побывал.
В Америке я был,
Африку я обошёл
И в Россию я пришёл.
Пустите к себе жить.
Слайд №8 Дед с бабой жили, не тужили. Руки с мылом они мыли, чай с малиной и лимоном пили и продукты правильно хранили. А когда пришёл Коронавирус, маски и перчатки носили. Посмотрел Коронавирус, нет ему тут места, и покатился дальше.
Катится Коронавирус, катится. (Слайд №9) Докатился до лесной тропинки, а навстречу ему заяц.
Остановился Коронавирус и говорит :
– Погладь меня, а я тебе песенку спою, – и запел:
(Звук) Я вирус – Коронавирус.
В Китае побывал,
В Италии побывал.
В Америке я был,
Африку я обошёл
И в Россию я пришёл.
Пусти, заяц, меня к себе жить.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как распространяются микробы?
Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.
Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими. Так как же нам, все- таки, спастись от микробов? (Ответы детей.)
Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. И, конечно, же чаще мыть руки, обрабатывать антибактериальными средствами, салфетками. Вот и мы с вами давайте вытрем руки антибактериальными салфетками.
(звучит музыка)
А заяц отвечает:
– Я в маске хожу, перчатки ношу, витамины ем, чистым воздухом дышу, катись ты от меня.
Покатился Коронавирус дальше. Катится, (Слайд №10) а навстречу ему медведь. Остановился Коронавирус и запел :
(Звук) Я вирус – Коронавирус.
В Китае побывал,
В Италии побывал.
В Америке я был,
Африку я обошёл
И в Россию я пришёл.
Пусти, медведь, меня к себе жить.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что микробы у нас с вами разные у Саши свои, у Жени свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.
Выберите пожалуйста каждый из вас для себя любой цвет краски. А теперь, давайте нарисуем этим цветом микроба.
Демонстрация с помощью документ – камеры
Посмотрите в стаканчике вода тоже окрасилась в цвет ваших микробов, а теперь давайте смешаем в пустую емкость выливаем воду…
Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
(звучит музыка)
А медведь отвечает:
– Я новости сорокины слушаю, в маске хожу, лапы с мылом мою, малину люблю. Нам с тобой не по пути. Катись ты, вирус, от меня.
Делать нечего, покатился Коронавирус дальше. (Слайд №11) Катится вирус по лесной дорожке, а навстречу ему волк.
Воспитатель. Дети волк предлагает вместе с ним сделать зарядку.
Слайд №12.
Музыкальная физкультминутка «В здоровом теле, здоровый дух».
Слайд №13
– Ты кто?
– Я вирус – Коронавирус, хочешь спою? – и запел:
(Звук) Я вирус – Коронавирус.
В Китае побывал,
В Италии побывал,
В Америке я был,
Африку я обошёл
И в Россию я пришёл.
Пусти, волк, меня к себе жить. Будем мы с тобой дружить
А волк отвечает:
– Слышал я про тебя, вирусы мне не друзья. Я спортом занимаюсь, зимой и летом закаляюсь. Катись ты, вирус, от меня.
Делать нечего, покатился Коронавирус дальше. Катится вирус по лесной дорожке, песенки поёт, кто маски не носит, руки не моет – всех заражает. (Слайд №14)
Повстречалась вирусу лиса.
Спрашивает лиса:
– Ты кто такой, в короне золотой?
Вирус запел свою песенку :
(Звук) Я вирус – Коронавирус.
В Китае побывал,
В Италии побывал,
В Америке я был,
Африку я обошёл
И в Россию я пришёл.
Пусти, лиса, меня к себе жить. Будем мы с тобой дружить.
Лиса была непослушной, лесные сорокины новости не слушала, лапы с мылом не мыла, перчатки и маску не носила, спортом не занималась, витамины не любила.
– Славно, вирус, ты поёшь. Сядь мне на носок да пропой ещё разок, а я послушаю, – сказала лиса.
Сел Коронавирус лисе на нос и запел :
– Я вирус – Коронавирус…
Воспитатель. Ребята, а где у нас с вами влажная среда? (во рту, в носу и в глазах). И поэтому, когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
Посмотрите на зеркало. Какое оно? А теперь подышите на зеркало, близко приставив зеркало ко рту. Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, на людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг на предметы, зеркало).
Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались? (Прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой, маской)
Посмотрите если я брызну на зеркало через маску, ладошку зеркало какое? (Сухое)
Лиса в сказке допустила ошибку, она разрешила без маски сесть вирусу на нос.
Тут лиса проглотила Коронавирус и пошла по лесу гулять. (Слайд №15) Идёт лиса по лесной тропинке, песенки поёт.
Вдруг поднялась у лисы высокая температура, горло заболело, кашель сильный наступил, силы стали пропадать, дышать тяжело. (Слайд №16) Заплакала лиса и стала на помощь звать. Услышали звери, как лиса плачет. Позвали доктора Айболита на помощь.
(Слайд №17) Прилетел Айболит день и ночь у норки лисы сидит. Микстуры, таблетки лисе он даёт, а лиса Айболита слушает, микстуру пьёт, витамины кушает и из норки не выходит.
(Слайд №18) Вылечил Айболит лису. Теперь она лапки моет, перчатки и маску носит, со спортом дружит, витамины любит.
(Слайд №19 звук)
– Не ходите, звери, без масок, перчаток вы гулять. Там вирус – Коронавирус в лес пришёл, лису заразил и дальше пошёл, – сказал Айболит.
Послушались звери доктора Айболита стали маски, перчатки носить, от дома не стали далеко уходить.
(Слайд №20)
Витамины кушали, советы доктора Айболита слушали. И победили они вирус – Коронавирус, ушёл он из леса навсегда.
Вот и истории конец, а кто внимательно слушал – молодец.
3. Заключительная часть:
Вот и подошло к концу наше познавательное путешествие из сказки в лабораторию и из лаборатории в сказку.
Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Какие решения вы для себя приняли? (Ответы детей)
О каком опыте вы расскажете дома маме и папе? (Ответы детей)
Чтобы еще хотели узнать о микробах? (Ответы детей)
Для того чтобы информация, полученная сегодня у вас сохранилась, и мы могли ею поделиться с другими ребятами я предлагаю вам дома с мамами и папами нарисовать полезные правила борьбы с вредными вирусами и микробами. А потом эту сказку мы расскажем и покажем ребятам младшей группы.
Вы сегодня молодцы, работали на отлично, вам сюрприз – красивое и полезное мыло (мыло в форме цветка).
До новых встреч в нашей лаборатории.