МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «История книжной страницы»

Людмила Ижболдина
Конспект НОД по познавательному развитию «История книжной страницы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию

«История книжной страницы"

Выполнила: воспитатель Ижболдина Л. Н.

с. Каракулино, 2017 год

Программа: «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)

Цель образовательной деятельности: познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „История книжной страницы“» размещена в разделах

Формирование познавательного интереса, расширение кругозора.

- Дать представления об основных моментах истории создания книги;

- Познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой.

Углубить представления детей о существенных свойствах и качествах материалов.

Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус

- Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности

«Социально-коммуникативное развитие» :

учить работать самостоятельно и в команде;

«Речевое развитие» :

- Содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря путем введения иноязычных слов;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи.

«Физическое развитие» :

- Стимулировать физическую активность путем выполнения физических упражнений; обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности.

Применение технологий сохранения и стимулирования здоровья

- Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий

Предметно пространственная среда – оборудование и материалы:

Макет машины времени, проектор, экран, презентация, запись со звуками. Столы, подносы, емкости с водой, песком; доски для лепки, глина, деревянные палочки, кисти, краски, ткань, нетрадиционный материал для рисования (губки, пяльцы, образцы иероглифов.

Предварительная работа:

работа в мини – лаборатории;

слушанье музыкальных произведений;

рассматривание иллюстраций;

чтение энциклопедий;

экскурсия в детскую библиотеку;

познавательные беседы;

составление рассказов на тему: «Моя любимая книга»

Словарная работа: Иероглифы, летописцы, книгопечатники, корригирующая гимнастика, Древняя Русь, Китай, Египет, шелк и т. д.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей: Флешка.

Воспитатель: Совершенно верно – это флешка. Ребята, скажите, а для чего нужна флешка?

Ответы детей: Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы хранить много разной информации, а комната, в которую вы попали, называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

А вы знаете, где раньше могли хранить информацию?

Ответы детей: В книгах.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появилась книга? Хотите узнать? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ КНИГИ.

А что же такое прошлое?

Ответы детей: Прошлое это то, что уже было, то, что уже прошло.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, как же нам попасть в прошлое, кто знает?

Ответы детей: Мы можем попасть в прошлое на (при помощи волшебной палочки, на самолете, на ракете, на машине времени)

Воспитатель: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени.

Проходите в машину времени.

Физминутка: «Машина времени»

В машину времени садимся

В прошлом сразу очутимся

Начинаем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять

Машина наша ты лети

В прошлое нас всех верни. делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»,

описываем двумя руками в воздухе круг).

загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке.

показываем руками крылья самолета,

описываем двумя руками в воздухе круг.

Основная часть

(звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта)

Воспитатель: Посмотрите ребята на экран мы с вами попали в древний Египет.

Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на чем в Древнем Египте писали жрецы?

Ответы детей:

Воспитатель: Хотите узнать, на чём раньше писали жрецы в Египте?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте пройдем к столам. Посмотрите, что лежит на стол?

Скажи, София?

Ответы детей: Глина, песок, вода и т. д.

Воспитатель: Молодцы все правильно назвали. А как вы думаете, для чего нам песок, глина, вода?

Ответы детей: Может, мы будем, что-то строить или выращивать растение….

Воспитатель: Ребята, эти природные материалы которые жрецы использовали для написания книг. Хотите попробовать тоже написать что-нибудь, используя эти природные материалы. Для начала попробуем на песке. Возьмем деревянные палочки и попробуем нарисовать, что-нибудь или написать любую знакомую вам букву на песке. Скажи, какую букву написал ты? (ответы детей). Ваш рисунок видно?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь представьте, что вы ваш рисунок понесли кому-нибудь показать. Шли и дорогой трясли. Что стало с вашим рисунком?

Ответы детей: Он исчез.

Воспитатель: Почему он исчез?

Ответы детей: Потому что песок сыпучий….

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте снова возьмем наши деревянные палочки и попробуем пописать на воде. Что у вас получается?

Ответы детей: Ничего не видно….

Воспитатель: А почему?

Ответы детей: Вода жидкая, прозрачная, и буквы наши исчезают.

Воспитатель: - Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы, а значит и вода нам тоже не подойдет для написания книги.

Отодвиньте свои подносы и подвиньте к себе досочки для лепки? Что на них?

Ответы детей: Глина.

Воспитатель: Давайте попробуем что-нибудь нарисовать на глине. Получилось? А теперь проверим, можно ли эту информацию сохранить? (дети трясут, дуют). Что стало с рисунком.

Ответы детей: Он остался.

Воспитатель: Какой ребята, из этого следует вывод?

Ответы детей: На глине можно сохранить информацию.

Воспитатель: Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы. Посмотрите, как они это делали. Подойдите ко мне. (показ слайдов на проекторе) Для записи жрецы использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после этого их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги. Когда жрецами было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на друга. Вот так, ребята, и получились первые книги. Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми.

Воспитатель: Ну, что ребята понравилось вам в Древнем Египте?

Ответы детей: Очень. Да.

Воспитатель: Ну что же, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна. Пройдемте к нашей машине времени. Чтобы нам туда попасть, нужно опять завести машину времени /физминутка «Машина времени»/.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?

Ответы детей: Китай.

(идет слайд - шоу сопровождающее рассказом)

Воспитатель: Правильно, мы с вами оказались в древнем Китае. Ребята, Китай - это родина многих открытий. Это - дворец императора, император - это самый главный человек в Китае.

В Китае выращивают вкусный и ароматный чай, рис.

А это ребята китайский Новый год, он считается самым главным праздником в Китае.

Ребята, а ещё китайцы много времени уделяют своему здоровью?

Я вам предлагаю сделать китайскую гимнастику.

Давайте встанем в круг, чтобы не мешать друг другу.

(звучит китайская музыка)

Воспитатель: Руки опустите вниз, ноги вместе

Сначала приветствуем солнце медленно поднимаем руки вверх, повторить 2 раза

затем цветы, руки в стороны, повороты влево, вправо с приседанием.

деревья руки подняты над головой как свеча, ступню ноги ставим на колено, затем меняем положение ног

А ещё в Китае очень любят чай, превращаемся в чайники одну руку ставим на пояс другую в сторону, выполняем наклоны, затем в другую сторону

Чай горячий, надо его остудить подуем на него

А теперь отдых опускаем руки вниз и медленно поднимаем вверх, резко опускаем вниз и говорим "ха", 2 раза.

Воспитатель: А сейчас, присаживайтесь на этот красивый ковер. История древней китайской книги очень интересная. А как вы думаете, из чего была сделана первая книга в Китае?

Ответы детей:

Воспитатель: Первую книгу в Китае сделали из шелка. А что такое шелк?

Ответы детей: Шелк - это материал, из которого можно сшить блузку, платье, халат.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Шелк - это такая нежная ткань, её нарезали на небольшие кусочки, это и были страницы книжки, а потом эти странички сшивали между собой. И получались вот такие шелковые книги, посмотрите на экран. В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок.

Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковой книги. И попробовать пописать на ваших страницах из ткани.

В Китае для написания книг использовали специальные символы, которые называются иероглифы. Скажем вместе - иероглифы. Посмотрите, этот иероглиф означает — человека, этот — горы, этот обозначает слово - солнце, а это — рисовое поле. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в Древнем Китае, на ваших страничках из ткани. Ну, что ребята получается? Ты Маша, что рисуешь? А ты Коля? (дети комментируют свои иероглифы?

Ребята, я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующее, что они изобрели - это была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. А сейчас, вытирайте свои ручки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше. Прошу всех вас пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время. Ну что, раз, два, три, машину заводи (проводится физминутка «Машина времени»).

На экране Древняя Русь

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами переместились?

Ответы детей: В Древнюю Русь….

Воспитатель: Правильно. Мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. Ребята, а вы знаете, на чем писали люди в Древней Руси? (ответы детей).

Воспитатель: Они писали на бересте. Ребята, а что такое береста?

Ответы детей: Кора дерева. Береста - это кора березы.

Воспитатель: Действительно, береста – это кора березы. И первые книги на Руси, были из бересты. Писали на ней с помощью специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы. Скажем вместе: летописцы / дети проговаривают слово хором летописцы/. А как по-другому сейчас мы называем летописцев?

Ответы детей: Сейчас летописцев мы называем писателями.

Воспитатель: Труд летописцев был очень трудным и тяжелым, поэтому они так обрадовались, когда на смену бересте появилась бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите, на наш умный экран. Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги (на экране идет показ слайд-шоу). Вот такая была первая печатная книга.

Предлагаю вам сейчас, тоже попробовать себя в роли книгопечатников и попробовать напечатать одну страничку, такой книги. Хотите? Тогда пройдемте вместе со мной к столу, на котором мы и будем печатать. Посмотрите, у нас на столе лежит большой лист бумаги и оттиски печати. Вам как древним летописцам необходимо нанести краску на оттиск и приложить его к листу бумаги. Для этого выберите понравившуюся вам букву и будем создавать вашу первую страницу книги, так как это делали в древней Руси. Ну что ж приступим, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.

Получается, ребята у вас печатать книжную страницу?

Ответы детей:

Заключительная часть:

Воспитатель: Ну, что наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени и произнести вместе со мной следующие слова:

Раз, два, три,

Машина времени лети,

В настоящее нас верни.

Посмотрите, мы с вами опять оказались в «Центре хранения информации».

Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие во времени? А где мы с вами сегодня побывали?

На чем рисовали в Египте? А еще где мы были?

Какие первые книги были в Китае?

На чём писали первые книги на Руси?

Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего? А какую труднее?

Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам запомнилось?

Ребята, мы сегодня с вами узнали, как в древние времена сохраняли информацию. А как же сейчас в наше время можно сохранить информацию?

Ответы детей: Флешке, дисках, компьютере.

Рефлексия

Ребята, если вам понравилось путешествие, вам было интересно и вы не испытывали затруднения, то вы возьмете книжку с улыбкой. А если у вас возникли вопросы, вам было не интересно, то возьмите грустную книжку.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за работу. Мне с вами было очень интересно, вы весёлые, умные ребята. А на прощание я хочу подарить вам первые странички вашей книги. Мы с вами в группе дорисуем наши странички и затем сошьем их, и у нас получится наша с вами первая книга – азбука.

До новых встреч!

Публикации по теме:

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории»Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории» Программное содержание: Познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. Познакомить с первыми письменными.

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ. Задачи:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ягодная история»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ягодная история» Возрастная группа: 2 младшая группа Интеграция областей – художественное творчество, познание (экология, музыка, коммуникация. Цель: продолжать.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Презентация по познавательному развитию с детьми старшего возраста «История Рождественской ёлочки» Вот и новогодние праздники прошли, которые мы так ждали, готовились к ним, украшали помещения, наряжали елку, учили стихи, чтобы рассказать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «История книжной страницы»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 19:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «История книжной страницы»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ижболдина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД