ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Конспект НОД по познавательному развитию «Град Петра» для старшего дошкольного возраста
Цель: формировать знания детей о родном городе, о Санкт-Петербурге.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие» - закрепить у детей знания о родном городе, проявлять интерес к истории Санкт-Петербурга; развивать логического мышление и память.
«Социально – коммуникативное развитие» - учить детей согласовывать свои действия с действиями друзей, соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать нравственные личностные качества.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Град Петра“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Художественно-эстетическое развитие» - Развивать эстетический вкус детей. Формировать чувство прекрасного, умение любоваться красотой родного города.
«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарь детей посредством названий рек, островов, достопримечательностей, памятников и архитектуры Санкт-Петербурга; развивать грамматически правильную монологическую и диалогическую связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. Продолжать развивать интерес у детей к поэтическому слову посредством чтения стихотворений.
«Физическое развитие» - формировать у детей правильную осанку; совершенствовать двигательные навыки и умения.
Материалы и оборудование: магнитофон, ауди запись гимна Санкт-Петербурга; картотека стихов и загадок о Санкт-Петербурге; дидактический раздаточный материал для дидактической цепочки «Строительство Санкт-Петербурга» изображение деревянной лодки, стайки зайцев, Петр Первый, крепостные стены, собор с ангелом, часы, пушка, петербуржцы; иллюстрации-подсказки для игры «Остров, я тебя знаю»; раздаточный материал к дидактической игре «Ошибки художника»
Предварительная работа: чтение детям художественной и научно-популярной литературы о Санкт-Петербурге; рассматривание демонстрационного дидактического материала о городе; создание фотоальбома «Я горжусь своим городом», стихи и загадки про Санкт-Петербург; тематические зарисовки и раскрашивание раскрасок с видами города.
Под звучание гимна Санкт-Петербурга, воспитатель читает стихотворение
Где разливается Нева
На реки, речки – рукава
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева –
Там Петр Великий основал
Столицу всем на диво.
- Здравствуйте, ребята. Скажите, о каком городе прозвучало сейчас стихотворение?
Предполагаемые ответы детей
- Правильно, имя нашего прекрасного города – Санкт-Петербург. А так как мы являемся его жителями, то, как нас называют? Почему?
Предполагаемые ответы детей.
- Мы с вами знаем, что у каждой страны, каждого горда есть свои символы. Сейчас мы с вами рассмотрим и вспомним, какие яркие символы имеет наш замечательный город. Вначале, мы вспомним, как появился Санкт-Петербург. Кто основал город, где и с чего началось его строительство. Для этого мне понадобится ваша помощь.
Проводится дидактическое упражнение «Строительство Санкт-Петербурга»
Перед магнитной доской лежат изображения: деревянная лодка, зайцы, Петр Великий, стены крепости, собор с ангелом, часы, пушка, петербуржцы. Дети по очереди выстраивают «цепочку последовательности» и рассказывают каждый этап.
1. Лодка, подплывающая к болотистому берегу.
2. Маленький остров, который назвали Заячим
3. На остров в лодке приплыл царь
4. Петр Первый решил построить тут крепость
5. В крепости поставлен собор с золотым ангелом и крестом на высоком шпиле – он оберегает город. Собор дал название крепости.
6. В полдень, на колокольне собора, бьют часы. По которым, жители города сверяют время.
7. В крепости стреляет пушка, это традиция города с Петровских времен.
8. Сейчас в крепости музей Санкт-Петербурга.
- Молодцы ребята. А кто нам подскажет, почему строительство города началось именно с крепости, расположенной на маленьком острове?
Предполагаемые ответы детей
- Кто помнит, как звали архитектора Петропавловской крепости?
Предполагаемый ответ детей
- Давайте вместе пройдем этот путь
Динамическая пауза «По болоту Петр шел…»
По болоту Петр шел
Остров Заячий нашел,
Он созвал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит,
Пушками врагам грозит –
Бам, бам, бам, бам
Не осталось зайцев там.
Зайцы пушек испугались,
По кусточкам разбежались….ой
- Ребята, давайте вспомним, на чем расположен наш город?
Предполагаемые ответы детей
- Правильно, наш город расположен на островах.
- Сколько островов в городе сейчас? (42)
- А сколько было раньше( 101)
- А как называется самый маленький остров? А самый большой?
Предполагаемые ответы детей
- Какие острова вы еще знаете? Я вам немного помогу. Сейчас для вас появятся на доске «подсказки»
Проводится дидактическая игра «Остров, а я тебя знаю»
Воспитатель показывает «подсказки» - изображения, в которых, спрятано название острова: аптечный киоск – Аптекарский остров; шпиль Адмиралтейства с корабликом – Адмиралтейский; Петр Первый – Петровский; крест – Крестовский и т. д.
- На какой реке расположен наш город?
Предполагаемые ответы детей
- А красавица Нева одна в нашем городе или в нем есть еще реки? Давайте вспомним некоторые из них.
Предполагаемые ответы детей
- Какие вы молодцы. Вы все знаете и острова, и реки, и историю основания нашего великого города. Но Санкт-Петербург не зря называют чудесным и восхитительным городом. В нашем городе полно разных чудес. Вот послушайте…
Есть, есть, есть, есть
В Петербурге сто чудес!
Как пойдем с тобой гулять,
Будем чудеса считать;
«Медный всадник», Эрмитаж.
Золотой кораблик наш,
Мост Дворцовый разводной
Над красавицей Невой!
Кто не верит – выходи
Эти чудеса найди!
- И все эти чудеса находятся в памятниках, достопримечательностях, архитектуре нашего города.
Сейчас мы с вами поиграем в увлекательную игру, которая называется «Ошибки художника» и покажем всем, что мы истинные петербуржцы и знаем и гордимся нашим городом.
Перед детьми на столах лежат теневые изображения различных. достопримечательностей, памятников, архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
Дети «исправляю» ошибки, объясняя их.
-Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по родному городу. Давайте с вами вспомним, что мы интересного узнали и вспомнили о нем.
Предполагаемые ответы детей
- А я хочу прочитать замечательные строки о нашем городе
Посмотри в окно, мой друг!
Ты увидишь, Петербург!
Здесь каналы и мосты,
И соборы, и дворцы,
Летний сад, и Эрмитаж –
Как прекрасен город наш!