Татьяна Нецветаева
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе «Замок знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
Тема: «Замок знаний»
Задачи:
1. Формировать умение определять путем измерения длину, количество жидкости, площадь.
2. Закрепить умение пользоваться условной меркой, меткой.
3. Формировать у детей понятие о сохранении целого при делении его на части.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе „Замок знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать абстрактное воображение, начала логического мышления.
5. Развивать познавательный интерес у детей.
6. Воспитывать пытливость и желание экспериментировать.
Оборудование: детали замка - 5 секторов, геометрические объемные формы:
шар, конус, цилиндр, квадраты для определения площади, «следы»,
«ладошки» для определения длины, фломастер для метки жидкости, сосуды
для воды, развертки для геометрических форм - цилиндра, конуса,
магистерские шапочки на всех детей, заготовки для изготовления Буратино,
музыкальное сопровождение, мантия и шапочка для воспитателя,
секундомер.
Предварительная работа: знакомство с различными мерками,
индивидуальная работа по измерению; заучивание считалок, изготовление
поделок из разверток поверхностей цилиндра и конуса, словарная работа:
форма, мерка.
Ход НОД:
1. Организационный момент. (Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель: Ребята, я сегодня буду ученым магистром. (звучит фонограмма)
Карабас Барабас:
- Где дрянной мальчишка этот?
Он сживет меня со свету
Я хочу его поймать
Чтобы ключик отобрать!
(Выбегает Буратино)
- Ой, спасите, помогите,
Гонится за мной, смотрите
Злой и страшный Карабас
Схватит он меня сейчас
Сами тоже вы спасайтесь
Ой, ребята, разбегайтесь.
Воспитатель: Буратино, как мы рады
Что пришел ты в детский сад
Ты останешься у нас
Нам не страшен Карабас!
Буратино: А чем вы здесь занимаетесь?
2. Основная часть.
Воспитатель: Мы с ребятами сегодня отправимся в гости к Королеве Математики, она живет в Замке знаний. Закройте глаза и представьте себе, что вы едете в поезде.
(звучит фонограмма)
Воспитатель: Вот мы и в королевстве. А здесь должен быть замок Королевы.
(открывет ширму)
Воспитатель: Ой, что такое, Замок знаний разрушен!
(Корпуса здания сложены горкой так, что последние высокие корпуса зданий сверху, чтобы ставить первыми)
Воспитатель: (находит конверт) Ребята, конверт! А в нем звуковое письмо. Давайте послушаем.
(звучит фонограмма). Слышится голос Королевы Математики:
-Ребята, мой замок разрушил злой колдун «Неуч».
Буратино: Вот злодей!
Воспитатель: И восстановить его можете только вы, ребята, если выполните
задания.
(Они в конверте. Каждое - на отдельном листе под номерами.
Воспитатель: Поможем Королеве Математики, ребята?
Дети: Да.
(Дети садятся за столы)
(Воспитатель вынимает первый листок)
Первое задание: Сравните, какой кусочек пирога больше.
- Это пироги. Посмотрите на первый пирог. Какой он формы? (квадрат)
- Чем украшен пирог? (малиной)
- Верно. Надо поделить пирог так, чтобы в каждом куске было по одной ягодке. На сколько равных частей нам надо разделить пирог? (на 4 равные части)
- Давайте разделим пирог на 4 равные части.
- Достаньте квадраты с четырьмя красными точками, расположенными в углах.
(Дети путем перегибания листа бумаги делят «пирог» на 4 равные части.
(Воспитатель проверяет правильность выполнения работы каждым ребенком)
Отрежьте один кусочек. Какой он формы? Положите его справа.
(Показывает детям другой пирог такой же формы м такого же размера, но ягоды черные и расположены по серединам боковых сторон)
- Какими ягодами украсили этот пирог? (смородиной)
- Как расположены ягоды? (в середине каждой стороны)
- Возьмите квадрат с черными точками. Разделите его на 4 части так, чтобы на каждой из них была ягода. Сначала подумайте, как будете делить, а потом делите.
- Как нужно сложить квадрат? (с уголка на уголок)
- Отрежьте один кусочек. Какой он формы? Положите его рядом с первым.
(Показываю 2 кусочка от разрезанных пирогов)
- Какой кусок больше?
(Сравнение путем наложения не дает результатов)
- Ребята, какой формы были пироги? (квадратной). А размер какой у них был? (одинаковый). На сколько частей мы делили пироги? (на 4 равные части).
- Значит части равны?
- Внимательно посмотрите на получившиеся фигуры и подумайте, как доказать, что они равны? Как из одного куска получить другой?
(Разрезать треугольник и из полученных частей сложить квадрат; разрезать квадрат по диагонали и из полученных частей сложить треугольник).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Можно поставить первый корпус здания.
Второе задание: Узнайте, какая дорожка длиннее?
(Воспитатель раскладывает на полу две дорожки (зеленую и синюю)
- Ребята, как узнать, какая дорожка короче? (измерить)
- Чем можно измерить? А вспомните, чем измеряли удава в сказке?
Буратино: Если идти по дорожке - можно следами.
(Воспитатель показывает вырезанные следы из цветного картона)
(Ребенок с Буратино измеряют)
- Сколько следов уместилось на моей дорожке? А сколько на твоей?
- Значит какая дорожка длиннее?
Буратино: А если идти на руках, как акробат, то можно измерить ладошкой.
(Показываю вырезанную из цветного картона ладошку)
(Буратино с ребенком измеряют. Сравнивают)
Воспитатель: А чем еще можно измерить?
(линейкой, шагами, метром, полоской, веревочкой)
Буратино: А можно еще золотым ключиком!
Воспитатель: Молодцы! Ставь, Буратино второй корпус здания.
Третье задание: Определить, какое поле больше.
(даются две карточки и квадрат-мерка)
- У нас два поля: одно - зеленое, второе - желтое.
- Как узнать, какое поле больше? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
(надо измерить)
- У вас есть вот такая веселая мерка. Какой она формы? Ей вы будете измерять поля.
- Но для этого подготовим наши руки к работе.
3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
- Возьмите правильно карандаш.
- Сначала измерьте желтое поле.
(Дети накладывают квадрат на карточку).
- Сколько квадратов уложилось?
- Теперь измерьте желтое поле. Сколько квадратов уложилось? Какое поле больше?
(Ставим третий корпус здания)
4. Физминутка на время (измерение). Секундомер. «Заколдованный путник» :
Игроки двигаются вокруг ведущего и говорят:
«Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Полминуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени.
Четвертое задание:
Воспитатель: А теперь вам задание на сообразительность.
- Перед вами два стакана одинаковой формы и размера. В них налито одинаковое количество воды. Чтобы вам лучше было видно, я отметила уровень воды фломастером.
- Теперь перельем воду из одного стакана в другой. Какой он?
(Он низкий и широкий)
- Как вы думаете, ребята, изменилось ли количество воды? Где сейчас воды меньше?
- А ты как думаешь? (Спрашивает троих детей)
(Поровну. Одинаковые)
- А почему ты так думаешь?
(Стакан ниже и шире, вода опустилась)
- Давайте проверим. Что для этого нужно сделать?
(Перельем воду обратно)
- Количество воды осталось прежним.
- Да, ребята, вы оказались сообразительными.
(Ставим четвёртый корпус здания)
- Чем похожи и чем отличаются фигуры?
Пятое задание: Как называются эти фигуры?
(шар, конус, цилиндр)
- Что у них общего? (могут катиться)
Воспитатель:
Мы научим вас, друзья,
Непростым приемам:
Как фигуры плоские
Превратить в объемные.
(Буратино благодарит детей и ставит последний корпус)
(Звучит фонограмма)
( Голос Королевы Математики: «Благодарю вас, ребята, за построенный замок и присваиваю вам звание «Магистра дошкольных математических наук»).
(Открывают с Буратино коробку - там магистерские шапочки и печенье). (Надеваем на детей шапочки. Буратино, воспитатель тоже надевает шапочку. Благодарит его.)
- Ты, Буратино, тоже достоин этого звания.
Буратино:
Слушать больше я не буду
Эту рыжую лису,
Лучше, как ребята эти
В школу тоже я пойду.
Обещаю не лениться
И старательно учиться,
Быть всегда старательным,
Послушным и внимательным.
Воспитатель: Ребята, Королева Математики не забыла, что вы любите сладости. Она угощает вас математическим печеньем: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и цифры.
5. Итог НОД:
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в Королевство Математики.