Татьяна Трошина
«Символы России». Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Символы России».
Цель: познакомить детей с неофициальными символами России и
закрепить знания о России, как о Родине.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить знания о государственных символах России, о ее богатствах, уточнить знания о понятии – Родина;
– закрепить знания о богатствах нашей Родине, ее культуре, ценностях;
– познакомить детей с неофициальными символами России;
Развивающие:
– обогатить словарный запас детей определениями, эпитетами, образными выражениями;
– способствовать развитию речи, памяти, мышления, слухового внимания;
Воспитательные:
– воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране;
– воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
Программное содержание:
Методы и приёмы:
– наглядный метод: рассматривание иллюстраций по теме и наглядного материала, словесные игры.
– словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проговаривание слов, ответы на вопросы.
– практический метод: погружение в игровую ситуацию, физминутка, изготовление выставки «Символы России»
Предварительная работа:
Беседа о Российской символике, чтение и разучивание стихов о неофициальных символах России, чтение пословиц и поговорок о Родине, рассматривание фото и иллюстраций о нашей родине.
Вид занятия: интегрированное познавательное занятие
Оборудование и оформление занятия: Ноутбук, телевизор, презентация «Символы России», карточки с иллюстрациями, «Герб России», «Флаг России», неофициальные символы России – иллюстрации береза, матрешка, валенки, ромашки. Раскраски для детей с символами России.
Ход занятия:
Организационная часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» (Слайд 1 – карта России)
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых, рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим, флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Дети - Россия)
Воспитатель: Правильно, а как называются люди, живущие в России?
(Дети - россияне)
Россия – это наша Родина и сегодня, и сейчас мы с вами посмотрим какая замечательная наша страна, и какие символы она имеет.
Основная часть.
Просмотр презентации «Символы России»
Воспитатель: В России есть особые государственные символы это герб и флаг и гимн России. (слайд 2).
На красном щите изображён двуглавый орёл – символ сильного государства. Всадник, поражающий копьем дракона, это борьба добра со злом. Три короны – означают свободу и независимость России.
Значение цветов флагов:
– Белая полоса напоминает нам белоствольные березки, белые ромашки, облака на небе.
– Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки, озера и моря России.
– Красный цвет – это цвет тепла и радости, силы, могущества.
В каждой стране есть главный город. Как называется столица нашей Родины? (Дети - Москва). Москва – это сердце России
–Человек, который управляет страной, называется президент, ребята, как зовут президента России? – (Дети – В. В. Путин). (слайды 3).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как огромна наша страна. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро.
России – это наша Родина, значит родная, как мама и папа. Это место, где человек родился и Родина у каждого человека одна!
Воспитатель: Ребята, как её можно назвать Россию, какая она?
Словесная игра «Красивые слова о России»
(Дети - красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная, огромная).
Воспитатель: Правильно, наша страна красивая, в ней можно увидеть: леса, поля, горы, реки, озёра, моря. (слайд 4).
Давайте вместе вспомним и назовем, какие деревья растут в наших лесах: береза, дуб, ель, сосна, ива, рябина, и т. д.
– какие животные живут в наших лесах:
Медведь, волк, лиса, лось, заяц, еж, енот, белка, рысь и т. д.
– какие птицы живут в наших лесах:
Снегирь, синица, дятел, кукушка, ястреб, свиристель и т. д.
А сейчас, я предлагаю поиграть в игру третий лишний:
Леса, поля, пустыни.
Береза, тополь, пальма.
Сорока, дятел, страус.
Медведь, волк, жираф.
Физкультминутка «Наша страна»
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая поля.
Едут, крутят воображаемый руль
Летят, руки в стороны
Разводят руки в стороны
Отрицательно качают головой
Приседают
Встают, руки в стороны
Стучат кулачками перед собой
Плавные взмахи руками
Воспитатель: Кроме, государственных герба и флага, есть ещё неофициальные символы России, которые прославили нашу страну. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся:
– У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразились история и традиции народа, символ нашей страны – березка. Береза является символом силы, могущества, мудрости и плодородия.
-Россию называют краем белоствольных берез, таких берёзовых рощ нет больше нигде в мире. Нет дерева милее и роднее, она вдохновляла русских поэтов на создание прекрасных произведений. (слайды 5).
Белоствольная берёза – Символ Родины моей.
Нету деревца другого, сердцу русскому милей.
– Следующий неофициальный символ – это Матрёшка, она символизирует дружбу и любовь. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают и любят во всем мире. Первых матрёшек художник Сергей Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и передничек. Ни у одной не было похожего наряда, и назвали красавицу Матрёшей, старинным русским именем. (слайды 6).
О самой матрёшке написано много загадок, частушек, стихов.
Кто в гостях у нас бывал, и матрёшек не видал.
Тот и матушку Россию до конца не разгадал.
- Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России – это валенки. Валенки – тёплый символ России, исконно русская обувь. Валенки были дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжёлое, поэтому к валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой. (слайды 7).
– Ещё одним символом России является ромашка — самый жизнерадостный полевой цветок, символизирует чистую и искреннюю любовь, русскую природу и теплое лето. (слайды 8).
Воспитатель: Наши ребята подготовили стихи о символах России.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
платочками в карманчиках.
Для больших и маленьких
Есть обувка - валенки.
Чтоб по снегу мы гуляли,
Их из шерсти нам сваляли.
Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Цветок сомнения – ромашка,
Она же – символ чистоты:
И её белая рубашка,
И её помыслы – чисты!
Её доверчивые глазки,
Как будто просят: «Не губи!
Воспитатель: Ребята, сейчас, мы вами оформим красивую выставку, которая будет называться «Символы России», среди разных картинок, вам нужно найти правильный символ, поставить ее на выставку и рассказать, что означает данный символ. А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»
- Она весну встречает – серёжки надевает.
А платьице – в полоску, узнаёшь русскую (берёзку)
- Друг другу улыбаются, одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки! Знаешь, кто это? … (матрешки)
-Не страшны зимой морозы, ни большим, ни маленьким,
Что нам зимушки угрозы. Мы обуем … (валенки).
-Стоит в поле кудряшка - белая рубашка
Сердечко золотое - что это такое? (ромашка)
(Дети по очереди выходят, выбирают нужную картинку с символом и рассказывают о нем)
Воспитатель: Молодцы, мы сделали все правильно, и у нас получилась красивая выставка! А сейчас я предлагаю послушать стихотворение.
Берегите Россию без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, скажите, ребята,
– Как называется страна, в которой мы живём? (дети – Россия)
– Какие официальные символы имеет Россия? (дети – герб, флаг)
– Какие неофициальные символы имеет Россия?
(дети – береза, матрешка, валенки, ромашка)
–Какие символы, вам понравились больше всего и почему? (ответы детей)
В завершении нашего занятия, каждому из вас, я хочу вам подарить раскраску с символом России. Вы можете взять то, что вам понравится, раскрасить красиво, аккуратно, с любовью. А вечером покажите родителям и расскажите о неофициальных символах России!