Бутыльченко Лада Юрьевна
Конспект игровой ситуации с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Приключение Капитошки»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя школа № 165 г. Новосибирска
Сценарий игровой ситуации
с элементами опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе (4 года)
«Путешествие Капитошки»
Воспитатель: Бутыльченко Л. Ю.
Новосибирск 2016
Актуальность.
Публикация «Конспект игровой ситуации с элементами опытно-экспериментальной деятельности „Приключение Капитошки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации маленького ребенка к окружающему миру. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у детей младшего дошкольного возраста основу миропонимания.
Государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Литература
Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С. Л. Новоселовой, М. : Просвещение, 1989. – 188 с.
Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Гном и Д, 2005. – 128 с.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.
Цель:
-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
-Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи:
-Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий, развивать логическое мышление, речь, кругозор.
-Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
-Познакомить с различными свойствами воды (имеет вес, прозрачная, без запаха.
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, поднос, маленькие ложки, ковшики, предметные картинки, стаканчики для всех детей с водой, кисточки, гуашь.
Описание
В группу забегает Капитошка (воспитатель).
- Здравствуйте, ребята. Я капелька воды, а зовут меня Капитошка. У меня много друзей, таких же капелек, как и я. Мы собираемся вместе и получается ручеек. А когда нас много, получается река. Но сегодня я обнаружил, что мои друзья капельки куда-то спрятались. Вы поможете мне их найти? (Ответы детей).
- Хорошо. Мы будем учеными, исследователями и пойдем искать моих друзей. (Дети заглядывают в игровые зоны группы, ищут воду).
- Я вижу у вас на столе стоят две банки. Может они спрятались в одной из них. (Банки непрозрачные, закрыты крышками, одна наполнена водой). Детям предлагается отгадать, не открывая крышку.
-Одинаковые ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? (Дети руками определяют вес банки).
- Давайте откроем и проверим. Одна пустая – поэтому легкая, другая тяжелая – в ней вода (имеет вес).
-Как вы догадались, что это вода? Чем пахнет вода? (Дети нюхают. Ничем не пахнет, без запаха).
- Давайте заполним большую стеклянную банку водой. Капитошка предлагает разные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (Льется). Послушайте, как водичка льется. (Водичка журчит).
- Молодцы, ребята. Вы мне помогли найти моих друзей капелек и заполнить ими большую стеклянную банку. А теперь давайте с ними поиграем. Проводится игра «Узнай и назови» (Дети рассматривают через банку предметные картинки и называют их).
-Ребята, почему хорошо видны картинки? Какая вода? (Ответы детей, прозрачная, не имеет цвета).
- Капитошка предлагает раскрасить воду. Сейчас я возьму немного синей краски и окуну кисточку в воду. Какого цвета станет вода в стаканчике? Давайте проверим. Теперь сами раскрасьте воду в стаканчиках (дети окунают кисточки в краску и стаканчики с водой).
- Ребята, это волшебство. Вода меняет цвет.
- Вы увидели, что вода меняет цвет. А если в нее бросать мусор и грязь, то она станет грязной. В воде живут много различных животных и рыб. Они могут жить только в чистой воде. Поэтому мы с вами, когда отдыхаем у речки летом, в нее ничего не бросаем, а весь мусор забираем с собой.
- Молодцы, ребята. Что мы узнали интересного о воде? (Ответы детей. Дети передают друг другу нарисованную капельку и говорят, что им запомнилось).