Наталья Кузьмина
Конспект НОД по познавательной деятельности «Почему Зайчик загрустил?» в средней группе
Цель: Продолжать формировать представление детей о временах года, характерные признаки и явления для разных времен года, понимать процессы их возникновения. Расширять знания детей о воде (жидкое и твердое состояния, свойствах воды (льется, растворяет вещества, приобретает различные цвета).
Задачи:
Закрепить умение отвечать на вопросы, проявлять повышенный интерес к незнакомым явлениям, задавать вопросы.
Развивать умение определять состояние воды путем опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности „Почему Зайчик загрустил?“ в средней группе» размещена в разделах
Воспитывать у детей бережное отношение к воде и заинтересованное внимание к природе как источника положительных эмоций. Побудить достигать определенные цели.
Материал: Магнитная доска, силуэт тучки, капельки, снежинки, игрушка зайчик, запись шума дождя, метели; д / игра «Поезд», демонстрационная доска «Волшебное стекло», краска, кисточки, приборы для опытов с водой, льдом, книга с рассказом В. Сухомлинского «Как мальчик хотел приласкать снежинку», аква-раскраски.
Ход занятия
-Ребятки, садитесь тихонько, слушайте хорошенько.
Сейчас мы поиграем и поговорим.
В сказку вместе мы пойдем, друзей хороших там найдем.
(На доске появляется Тучка)
Жила была на свете одна замечательная дама. А звали ее Тучка. Она жила высоко-высоко в небе. Вот там. Тучка эта была очень трудолюбивая и любила все вокруг поливать. Когда приходило лето, ее с нетерпением ждали в гости. И тогда она проплывала над садами, огородами, полями. А там, где она появлялась, шел теплый дождик (показываем капельки на доске).
С капельками дружил Зайчик, они вместе бегали, играли под летним дождиком.
Однажды Зайка проснулся и удивился. Листья на деревьях стали разноцветным, а капельки стали холодными. Какое время года наступило?
-Эй, капельки, давайте играть! И Друзья весело и беззаботно прыгали.
А сегодня Зайчик проснулся, стал звать свою подругу каплю, и к нему прилетела снежинка.
Ты кто? - спросил Зайчик.
-Я Снежинка, сестренка Капельки.
-Что это? Я ничего не понимаю! Где моя капля?
Сидит, скучает Зайчик, ждет и вздыхает.
Дети, кто знает, куда исчезла Капелька? Что произошло?
Давайте расскажем Зайке о зиме.
Дидактическая игра «Поезд» (на правильные ответы детей присоединяются вагончики с изображениями событий)
Снежинка - это сестренка Капельки.
• Почему прилетела снежинка? (Потому что пришла зима)
• Какая зима? (Холодная, белая, снежная)
• Что такое снегопад? (Это когда с неба падает снег)
• Снег какой? (Белый, мягкий, рыхлый, мокрый, холодный, искрящийся)
• Ветер какой? (Холодный, ледяной)
• Небо какое? (Серое, мрачное)
• Что делает мороз? (Щиплет, морозит, колет)
• Что можно делать со снегом? (Лепить снеговика, играть в снежки)
• Что любит есть снеговик? (Лед, снег, мороженое)
-Но где же мои подружки-капельки? - спрашивает Зайчик.
Для того чтобы Зайчик все понял наберем воды и поставим ее в холодильник, а пока вода остынет давайте немного погреемся, от таких холодных слов, даже я замерзла.
Подвижная игра «Снежки»
Загадка.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
Опыт 1: Вода течет, принимает различные формы, проливается сквозь сито, а лед - нет. Лед - это вода в твердом состоянии.
Опыт 2: Жидкая вода - растворитель. (Соль, сахар, краска). А лед нет.
Опыт 3: Переход воды из твердого состояния в жидкое (лед на ладошках превращается в воду)
А что же будет со снежинкой, когда она упадет на ладошку?
- А сейчас Зайчик послушай рассказ «Как мальчик хотел приласкать снежинку»
-Теперь я понял! - говорит зайчик, - Снежинка - это моя подружка зимой.
Игра «Звуки капельки»
- Не грусти Зайчик, после зимы наступит. Дети, какое время года наступит после зимы? И что произойдет со снежинками? (ответы детей)
- Да, они превратятся в воду.
Звучат звуки капельки.
- Слышите, как запели наши капельки?
Попробуем воспроизвести их с помощью других предметов.
• Ручеек играет, поет, журчит - переливаем воду из чашки в чашку.
• Река бежит, течет - проводим палочкой по металлофону.
• Дождик стучит по окошку - льем воду из чашки на барабан.
-Вот видишь Зайчик нашли мы твою подружку капельку. А вернулась она с подарками.
(У детей на столах листы с аква-раскрасками. С помощью воды и кисточки появляется сюжетная иллюстрация. Как только вода попадает на лист раскраски, иллюстрация «оживает»)