Ирина Янгуатова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Друзья природы» с использованием интеллект-карт
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Друзья природы»
Цель: Расширять знания о лесе и его обитателях.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представление детей о природе родного края.
Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
Развивающие :
Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать
полный содержательный ответ на них.
Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Друзья природы“ с использованием интеллект-карт» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Воспитательные:
Воспитывать желание беречь и охранять природу.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Словарная работа: лекарственные растения, обитатели, интеллект карта.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, беседы о лесе и его обитателей, просмотр видеофильмов, разучивание стихов.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, птиц и зверей, грибов, ягод и лекарственных растений; репродукции картин русских художников, посвященных лесу, листья деревьев, конверт, аудиозапись звуков леса и пения птиц.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предполагаемый результат: в ходе НОД дети смогут повысить свою познавательную активность, повысят свои знания о лесе и его обитателях; развитие речи и мыслительных операций; получат положительный опыт коллективного взаимодействия.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Психогимнастика:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята, давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее и веселое настроение.
Воспитатель: читает стихотворение Н. Благининой.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: о чем это стихотворение? (о лесе)
Дети свободно встают на ковре вокруг стола, на столах разложены репродукции картин русских художников.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Сколько здесь различных картин, что на них изображено? (лес)
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.
Воспитатель: Многие из вас, ребята ходили в лес по грибы и ягоды, многие собирали с мамами лекарственные растения. А наш лес сегодня необычный, он волшебный – в нем растут загадки, которые помогут нам составить «умную карту» о лесе и его обитателях. А загадки будем отгадывать на станциях.
Воспитатель: 1-я останова «Грибы, ягоды и лекарственные травы»
Очень дружные ребята,
У пенька живут (опята).
У березок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (подберезовик).
Белая панамка,
Бледная (поганка).
Под осиной гриб то, дети,
В ярком красненьком берете. (подосиновик).
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный. (мухомор).
Воспитатель: Молодцы, а теперь ответьте на вопросы:
- какие бывают грибы?
- что значит – ядовитые? Назовите их.
- можно ли сбивать палками мухоморы?
- что значит - съедобные? Назовите их.
Воспитатель: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. Загадки о ягодах.
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (Малина)
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)
Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка — Там созрела… (Земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюква)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, сколько мы сегодня собрали грибов и ягод, а сейчас ребята нам расскажут о лекарственных растениях.
Дети читают:
1) Я - целебная крапива
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больней кусается.
2) А я - аптечная ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки
Ни пятнышка нет
На красивой одежке
Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
3) А я - малина
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
4) А Я - шиповник
Я на розу так похож
Разве что не так хорош
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
5) А я - подорожник
Каждый лист мой любит тропки
И обочины дорог,
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Воспитатель: Вот сколько мы еще собрали лекарственных трав, назовите их. (ответы детей)
Физминутка: «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Следующая остановка 2-я «Деревья – наши друзья»
Воспитатель: Проверим, ребята ваши знания, в этом нам помогут вопросы.
- как вы понимаете, что такое лес?
-какие деревья растут в наших лесах?
- зачем люди ходят в лес?
- какие правила вы знаете о поведении в лесу?
- какую пользу приносит лес людям?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (Вызываются по очереди детей. Каждый вытаскивает листочек из конверта и должен назвать, с какого дерева листочек.)
Воспитатель: 3-я остановка «В гостях у птиц и животных»
Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители? (птицы и животные)
Воспитатель: молодцы, правильно птицы и животные. Я, вам предлагаю послушать голоса птиц и угадать. (включаю аудиозапись голосов птиц).
Дети называют птиц.
Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто еще? (дикие животные)
У каждого дикого животного в лесу есть свой домик. Я буду показывать животное, а вы говорите, где оно живет.
Воспитатель: Где живет медведь зимой? (В берлоге.)
Воспитатель: Чем питаются медведи? (Он лакомится медом из ульев, ягодами и мелкими животными, а зимой он ничего не ест и живет за счет накопленного за лето подкожного жира.)
Воспитатель: Где живет белка? (В дупле.)
Воспитатель: Впадает ли белочка в спячку? (Нет)
Воспитатель: Что любит кушать белочка? (Ягоды, грибы, орехи.)
Воспитатель: Эти продукты белка заготавливает на зиму, а еще она разоряет гнезда, выпивая яйца и поедая птенцов.
Воспитатель: Где живет лиса? (В норе.)
Воспитатель: У волков и лис в лесу нет постоянного дома. Круглый год они бегают по лесу в поисках пищи. Иногда они поселяются в вырытых другими животными норах.
Воспитатель: Что едят волки? (Ответы детей.)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с
пальцами левой руки, похлопывая друг друга
кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Воспитатель: Сегодня мы с вами с помощью умной (интеллект) карты проследим, что мы знаем о лесе и его обитателях. Перед вами большой лист, а в центре картинка чего (ответ детей – лес). От этой картинки идут разноцветные стрелочки, и с помощью картинок мы с вами заполним карту.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, о чем мы сегодня разговаривали (ответы детей – о грибах, ягодах, лекарственных растениях, о птицах и диких животных. А еще, как нужно охранять наш лес.)
Воспитатель: Правильно, найдите картинку грибов и приклейте на нашу умную карту, над синей стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.
Воспитатель: Правильно, найдите картинку ягод и приклейте на нашу умную карту, над зеленой стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.
Воспитатель: Дальше, что ребята?
Правильно, найдите картинку лекарственных растений и приклейте на нашу умную карту, над оранжевой стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.
Воспитатель: Теперь найдите картинку с птицами и приклейте на нашу карту, над фиолетовой стрелочкой. И обведите ее. Каким цветом? (правильно- фиолетовым)
Воспитатель: Дальше, находим картинку с дикими животными и приклейте на нашу умную карту, над коричневой стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.
Воспитатель: У нас осталась последняя картинка и красная стрелочка, какая картинка (охрана леса, правильно. Приклейте на нашу умную карту, и обведите таким же цветом картинку.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие мы внимательные, как запомнили, о чем сегодня говорили, о лесе и его обитателях.
Работа с интеллект картой «Разложи, что получилось»
Дети в определенной последовательности рассказывают рассказ.
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, мы с вами составляли умную карту. Я вам даю еще картинки о лесе и вы можете после занятия поработать сами с умной (интеллект) картой.