Наталья Чумаченко
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: средняя
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: познавательно - исследовательский.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения
элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
- Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
- Развивать представление детей о воздухе, его свойствах.
- Способствовать развитию навыков проведения опытов.
- Развивать умение делать выводы на основе практического опыта.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); пластиковые емкости с шариками из пенопласта, трубочки для коктейля (по количеству детей); бумажные салфетки, веера из бумаги (по количеству детей); колпачки от фломастеров (по количеству детей).
Ход занятия: 1. Организационная часть
В: Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
В: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые - исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов. А помещение, в котором работают ученые, называется лаборатория.
В: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты с воздухом. (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: работать тихо, аккуратно, внимательно, не перебивать друг друга, не мешать друг другу.
В: Итак, начнем наши опыты:
2. Основная часть
В: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас?
Д: Нет, мы его не видим.
В: А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, невидимый, бесцветный). Давайте попробуем поймать воздух.
Опыт № 1: «Поймай воздух» (С полиэтиленовым пакетом)
В: Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех
пустой? (дети подтверждают) Взмахнем пакетом, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим.
В: Что внутри пакета? (Воздух)
В: Был пакет пустой, а стал полон воздуха. Теперь выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, потому что в нем нет воздуха). В: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
В: Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 2: «Воздух внутри нас»
В: Возьмите пластиковую бутылочку с трубочкой.
В: Что вы видите в бутылочке? (Шарики)
В: Что делают шарики? (Лежат на дне бутылочки)
В: Хотите оживить шарики? Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки)
В: Что делают наши шарики? (Они двигаются)
В: Что же нам помогло оживить шарики? (Воздух)
В: Да, конечно же, воздух. Мы увидели, как он заставил шарики двигаться.
Вывод: Вот мы и убедились, что внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку.
В: Ребята, давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
С мамой в магазин ходили, (Маршируют на месте)
Шар воздушный там купили.
Будем шар мы надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, имитируют надувание шарика: пальчики одной руки соединены с пальцами другой руки)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Разводят (расширяют) не разъединяя пальчики, надувая шар)
Надувайся ты большой
Да не лопайся, ой-ой!
Шар летел, летел, летел, (Водят надутым шаром в разные стороны, показывая как летит шарик)
И за веточку задел.
Хлоп! (Хлопают в ладоши)
В: Ребята, как в нас попадает воздух?
Все люди дышат через нос. Покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.
В: Ребята, как вы думаете, воздух может двигаться? Сейчас мы это проверим.
Опыт № 3: «Движение воздуха»
В: Возьмите салфетку за уголки, поднести к лицу. Сделайте вдох и выдох.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится)
В: Она шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки шевелятся от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?
Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался - получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. А давайте устроим ветер с помощью веера!
В: Возьмите в руки веер, помашите им в лицо. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок)
Вывод: А ветер – это движение воздуха. Значит, воздух может двигаться.
В: Ребята, вы когда - нибудь слышали воздух?
В: Хотите услышать?
Опыт № 4: «Воздух можно услышать»
В: Возьмите колпачок от фломастера и подуйте в него. Что вы слышите? (Свист).
Сделаем вывод: воздух, попадая в колпачок, издает звук.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
В: Ребята, на этом работа в нашей лаборатории заканчивается. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе. (воздух прозрачный, бесцветный; воздух невидим; воздух может издавать звук; мы с вами дышим воздухом; воздух есть внутри людей). Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей). Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные и активные. Молодцы!