Любовь Щербина
Конспект НОД по познанию природного мира и развитию речи в подготовительный группе «Интервью у зимнего леса»
▼ Скачать
Цель: формирование у детей умения применять на практике знания о приспособлениях диких животных к зимним условиям жизни.
Задачи.
Воспитательные:
• воспитывать желание общаться вежливо и доброжелательно.
Развивающие:
• развивать представления детей о зависимости внешнего вида диких животных наших лесов от их образа жизни;
• развивать коммуникативно-речевые умения;
• развивать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения разных видов;
Публикация «Конспект НОД по познанию природного мира и развитию речи в подготовительный группе „Интервью у зимнего леса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• развивать коммуникативные навыки общения: учить работать в парах;
• развивать детское творчество.
Обучающие:
• закреплять знания детей о том, кто и как из диких животных зимует;
• продолжать знакомить детей с интересной формой разговора- интервью;
• учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям;
• закреплять умения согласовывать существительные с прилагательными, правильно использовать глаголы в прошедшем и настоящем времени;
• закреплять умение построения связного и выразительного высказывания.
Материал: иллюстрации на тему «Зима», тематический подбор фонозаписей, микрофоны, фотоаппараты, карандаши масляные и восковые, пастель, фломастеры, бумага для рисования, салфетки, клей, березовые пеньки.
Речевой материал: зима, снег, снежинка, снегопад, иней, сугроб, лед, ветер, метель, вьюга, стужа, холод, кружится, заметает, укутывает, зимовать, сверкает, блестит, переливается, хрустит, скрепит, пушистый, серый, теплый, быстрый… и т. д.
Ход НОД
I. Организационный момент. Дети стоят полукругом.
Воспитатель: ребята, как мы можем поприветствовать друг друга? (Ответы детей) Вы улыбнулись прямо как солнышко.
Солнце раннее проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И работать начинать.
II. Основная часть.
1. Мотивация деятельности. Раздается стук. Кто хочет открыть дверь? Первым руку поднял Данил, он и откроет. Входят три малыша.
Первый малыш: «Мы знаем, вы сегодня идете гулять в лес».
Второй малыш: «Нас в лес не берут, говорят мы маленькие – устанем, а там еще и дикие животные есть»,
Третий ребенок: «А мы очень хотим узнать, какой он зимний лес и как дикие животные в нем живут сейчас».
Воспитатель: ребята, вы поняли что хотят малыши? (Ответы детей) Верно, малыши просят нас узнать как в зимнем лесу сейчас живут дикие животные?
Поможем малышам? (Ответы детей)
Всех ребяток на прогулку
Приглашаю в лес пойти,
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти!
А как, на чем мы сможем в лес попасть? (Ответы детей… на экране в это время меняются виды зимнего леса, видны следы лыж – лыжня) Вариантов много, все хорошие. На чем остановимся? Чтобы не потеряться в лесу можно я встану первая?
(Под аудиозапись произведение «Времена года» П. Чайковского имитируем ходьбу на лыжах). Снег под ногами у нас скрипит: ш-ш-ш, ш-ш-ш…
2. Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях.
Воспитатель: вот мы и на полянке! Смотрите – пенечки, как будто специально для нас лес приготовил и приглашает нас присесть. Присядем? (На экране – зимний лес, вокруг – тоже. Дети садятся напротив полукругом)
- посмотрите внимательно, ребята, какие перемены в природе подсказали, что наступила зима? (Деревья без листьев, все в снегу: и земля, и деревья. Нет птиц – перелетные улетели, зимующие – возле людей. Холодно, дует пронзительный ветер. Часто идет снег. Бывают метели и вьюги. Ветер наметает сугробы.)
3. Дидактическая игра «Что сегодня, что вчера» (Со снежным комом – мячом стоя в кругу)
Воспитатель: Вы все правильно заметили и рассказали. Возле пенька какой хороший снежный ком лежит. Так и просится: «Поиграйте со мной». Давайте поиграем в игру «Сегодня – вчера».
- сегодня мы ходим на лыжах / вчера ходили…
- сегодня мы играем в снежки / вчера играли…
- сегодня лепим снежную бабу / вчера лепили…
- сегодня снег скрипит под ногами / вчера скрипел…
- сегодня иней укрывает все деревья / вчера укрывал…
- сегодня надеваем теплые варежки / вчера надевали…
- сегодня мы обулись в валенки / вчера обувались…
- сегодня метель наметает сугробы, вчера наметала…
- сегодня отряхиваем снег с одежды / вчера отряхивали…
4. Дидактическое упражнение «Сдуем снег с варежек, погреем ручки»
Воспитатель: давайте погреем ручки, сдуем с варежек снежок.
5. Физкультминутка. Игра «Кто живет в родном лесу?»
О чем нас просили узнать малыши? (Ответы детей) Уточнить какие дикие животные есть в наших лесах мы сможем в игре «Кто живет в родном лесу? Поиграем в нее? Сейчас я буду называть разных животных, а выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут – хлопайте, если нет – ногами топайте.
Белка, лисица, жираф, бегемот.
Заяц, олень, крокодил, кашалот.
Волки, верблюды, моржи и тюлени.
Медведи, слоны, обезьяны, олени.
6. Дидактическая игра «Интервью у зимнего леса».
Воспитатель: Ребята, мы с Вами увидели как лес зимой изменился. Малыши нас просили узнать, как там дикие животные зимуют. Как нам это все узнать и лучше рассказать? (Ответы детей: сфотографировать, запомнить, нарисовать, записать) Есть способ где все ваши предложения можно объединить. Это – взять интервью у зимнего леса и оформить газету с фотоотчетом о нашем путешествии и тогда малыши все увидят и поймут.
- Что такое интервью? Кто знает? (Это беседа журналиста / репортера с каким-нибудь человеком, чтобы узнать что-то интересное)
- У кого или чего можно взять интервью в зимнем лесу? (У диких животных, у деревьев, у ветра)
- Есть правила, по которым берут интервью. Чтобы узнать их, ответьте на вопросы.
- Кто задает вопросы? (Журналист)
- Как нужно задавать вопросы и сколько? (Только те, на которые хочешь получить ответы. Вопросы должны быть короткие и понятные, их должно быть немного. Следует пользоваться вежливыми словами… и т. д.)
- А какие должны быть ответы на вопросы? (Говорить только о том, о чем спрашивают. Коротко. Использовать красивые и интересные слова и т. д.)
- Как должны вести себя журналист и его собеседник? (Не перебивать друг друга. Говорить по очереди. Слушать друг друга, чтобы не повторяться и не задать один вопрос два раза. Благодарить за ответ. Смотреть друг на друга при беседе) Мы с Юлией Владимировной покажем вам пример того, как берут интервью.
Пример интервью с лосем. Л. С. репортер Ю. В. лось.
Л. С. почему ты такого красивого шоколадного цвета? / Ю. В. меня такого враги не увидят на фоне стволов деревьев.
Л. С. а кто твои враги? / Ю. В. Волки и охотники.
Л. С. и как ты от них спасешься? / Ю. В. быстро убегаю или защищаюсь передними копытами.
Л. С. чем ты питаешься? / Ю. В. ветками деревьев, а еще я соль люблю и сено
Л. С. откуда они в лесу возьмутся? / Ю. В. друг всех животных – егерь – привезет.
Л. С. спасибо. / Ю. В. пожалуйста.
Л. С. фотографирует. / Ю. В. позирует.
Детям предлагается разбиться на пары, по желанию определиться, кто будет журналистом, а кто обитателем зимнего леса. Журналисты задают вопросы, обитатели рассказывают, как они подготовились к зимовке. Фотографируют / позируют.
Диалоги.
С зайцем
Как ты, зайчик, приготовился к зимовке? / Я поменял шубку летнюю на зимнюю. Серую на белую.
Зачем? / Меня не видно будет на этом белом снегу.
А что ты ешь? / Я ему орку деревьев, веточки.
Кто твои враги? / Лиса, волк, филин, охотники.
Как ты от них спасаешься? / У меня сильные ноги и я быстро бегаю. И еще я незаметен: я белый и снег белый.
Спасибо. / Пожалуйста.
С белкой
Где ты живешь белочка? / Я живу в дупле.
Чем ты питаешься? / Орехами, грибами, желудями.
Что помогает тебе ловко передвигаться по деревьям? / Острые коготки и пушистый хвост. Я перепрыгиваю быстро с дерева на дерево.
Что защищает тебя от холода? / Теплая шубка.
Спасибо за ответы. / Удачи вам!
С волком
Чем питаешься? / Я ем мясо, ведь я хищник.
Как добываешь себе пищу? / Ночью охочусь, бегаю на большие расстояния за добычей.
Почему ночью? / Я серый и ночью меня не видно.
Кто твоя добыча? / Зайцы, олени, кабаны, но только больные и старые животные моя добыча, здоровые и молодые убегают, меня поэтому называют «санитаром леса».
Спасибо. / Доброго дня всем, удачной охоты!
С лисой
Чем ты питаешься? / За зайцами охочусь, ловлю под снегом мышей – мышкую.
Где ты живешь? / В норе. Когда очень холодно станет, буду перебираться ближе к человеческому жилью. Там я смогу украсть курочку или петушка.
Спасибо. / Пожалуйста.
С елкой
Елочка, елка, колка иголка, где ты выросла? / В лесу.
Что ты видела? / Лису.
Что в лесу? / Морозы, голые березы, волки да медведи – вот и все соседи.
А у нас под новый год каждый песенку поет.
Спасибо. / До скорой встречи!
7. Оформление газеты
Воспитатель: Молодцы, ребята! Журналисты взяли интервью у обитателей зимнего леса, все герои поделились своими историями. А почему же у медведя никто не взял интервью? (Ответы детей) Как так он спит? (Ответы детей) Где? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) А он от голода не умрет? (Ответы детей) А еще кого мы не спросили? (Ежа) А он где? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Как? (Ответы детей) У меня есть их фотографии. Я вчера другу группу на экскурсию водила. И у самого леса про медведя и ежа спрашивала. Даже сфотографировала. Теперь у нас есть даже фотографии диких лесных животных. А сможем мы в лесу газету оформить? (Ответы детей) На опушке слева я видела лесную типографию. Здесь та мы и оформим свою информацию для малышей. Давайте подготовим наши пальчики к оформлению газеты.
8. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на еле.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
(Дети загибают пальцы на обеих руках – по одному пальцу на каждое двустишие)
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем. (Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук)
Начинаем оформлять нашу газету. «Проявляйте» фотографии и каждая пара оформит и представит свое интервью.
Лисица / репортер.
Посмотрите-ка, какая:
Вся горю, как золотая.
Хожу в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой
На увертки мастерица,
А зовут ее – лисица.
Волк / репортер
Про меня говорят:
«День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет».
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
Заяц / репортер
По снежку бегу – петляю.
К лету шубку поменяю.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Белка / репортер
Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда у нее кладовка
Лось / репортер
Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец.
«Хожу смело и легко, рога раскинув широко»,
III. Итог
1. Какое у нас сегодня важное задание было? (Ответы детей)
2. Мы его выполнили? (Ответы детей)
3. Как мы его выполняли, что для этого делали? (Ответы детей)
Всем творческим коллективам я предлагаю отправиться в командировку с фотоотчетом к малышам. (Два ребенка берут и несут газету а остальные дети идут за ними)