Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила Зверева Л. С
Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук. Уметь находить и называть нужные звуки в словах, развивать фонематический звук у детей, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.
Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе „Звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.
(Показывает игрушки)
Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.
Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?
Диана: А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.
Саша: Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.
Кристина: А ещё можно назвать зайкой
Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?
Дима: Лиса рыжая, красивая, хитрая.
Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?
Соня: Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной
Кристина: Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.
Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?
Валя: Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой
Карина: Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.
Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?
Алё ша: мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.
Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?
Павлик: Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.
Диана: А я бы придумала название озорник.
Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.
Дети: это медведи.
Воспитатель: А какие они? Одинаковые?
Андрей: Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.
Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?
Диана: Я бы назвала мишенькой или мишуткой.
Саша: А я бы назвал медвежонком.
Карина: А я бы маленьким мишкой.
Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?
Валя: Он медведь-медведище.
Павлик: Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем
Диана: А я бы назвала медвежатиной.
Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?
(Дети повторяют)
А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?
(Дети повторяют)
Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.
Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?
Диана: Я думаю. Что слова состоят из звуков.
Воспитатель: Как замечательно сказала Диана: Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.
Назови любые звуки.
Дети: А, О, У, Р. и др.
Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?
Тогда послушайте.
(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).
Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять
будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.
(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)
Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.
Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.
Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?
Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.
Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?
Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.
Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?
Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.
Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.
(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)
Так как надо произносить волшебное слово?
Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами
(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)
Кто догадается, что сейчас нужно сделать?
(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)
Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?
Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.
Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?
(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).
Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!
А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.
(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).
Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?
Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами
Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.
(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)
Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?
(Дети задумались)
А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.
Правильно ли. Что я прошла последней?
Дети: Нет. Неправильно!
Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.
(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.
Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!
А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.
(Подводится итог занятия.)