Получи документы

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»

Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»
▼ Скачать + Заказать документы

подготовила Зверева Л. С

Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук. Уметь находить и называть нужные звуки в словах, развивать фонематический звук у детей, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.

Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь

Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе „Звуки“» размещена в разделах

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

Диана: А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

Саша: Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

Кристина: А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

Дима: Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

Соня: Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Кристина: Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

Валя: Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

Карина: Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

Алё ша: мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

Павлик: Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

Диана: А я бы придумала название озорник.

Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети: это медведи.

Воспитатель: А какие они? Одинаковые?

Андрей: Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.

Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?

Диана: Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

Саша: А я бы назвал медвежонком.

Карина: А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

Валя: Он медведь-медведище.

Павлик: Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

Диана: А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

Диана: Я думаю. Что слова состоят из звуков.

Воспитатель: Как замечательно сказала Диана: Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки.

Дети: А, О, У, Р. и др.

Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять

будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.

Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.

Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).

Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети: Нет. Неправильно!

Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П». Цель: • Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Задачи: Образовательные: • Познакомить со звуками.

Интегрированное занятие по подготовке к обучению грамоте, развитию речи и нетрадиционному рисованию в средней группе Тема: «Эти удивительные насекомые». Проводят: учитель-логопед, воспитатель. Вид: Интегрированная образовательная деятельность. Области:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [к]-[к’]. Буква К» Задачи : формировать у детей умение слышать звуки «к-кь», давать им характеристику, выделять эти звуки в словах (в начале, середине и конце.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте .

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З» Программное содержание: закреплять правильное.

Конспект занятия по подготовке детей с задержкой психического развития к обучению грамоте «Звуки [Г]-[К] и буквы Г-К» Цель занятия: Дифференциация звуков "Г- - К" и закрепление зрительных образов букв. Задачи: 1. Образовательные: Закрепление.

«Поможем Алёнушке». Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней группе Тема: «Поможем Алёнушке». Цель: Развивать фонематический слух. Продолжать работу над звучащим словом: выделять звук интонационно в словах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [Д], [Д’] и буква Д» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Закрепить правильное произношение звука[ Д]; 2. Продолжить.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней речевой группедля детей с общим недоразвитием речи Тема: Звуки [У], [И] Занятие по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте в средней речевой группе для детей с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»
Опубликовано: 29 июня 2015 в 18:24
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Зверева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД