Елена Степанькова
Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней речевой группедля детей с общим недоразвитием речи Тема: Звуки [У], [И]
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию фонематических процессов
и подготовке к обучению грамоте в средней речевой группе
для детей с общим недоразвитием речи
Тема : Звуки [У],[И]
Составил: учитель- логопед МБДОУ ДСКВ №42
Трапезоньян Е. Н.
Коррекционно-развивающие цели занятия :
1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней речевой группедля детей с общим недоразвитием речи Тема: Звуки [У], [И]» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Способствовать выделению гласного звука из слияния [уи], [иу] и различению на слух на базе других изученных гласных звуков, образованию в речи простых предлогов : на- под, существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом: -ик.
3. Развивать артикуляционную моторику, ориентировку в пространстве и умение четко произносить гласные звуки [у], [и]; общую и мелкую моторику детей, звучание речи (тихо – громко, целенаправленный, длительный выдох.
4. Стимулировать у детей желание говорить, общаться.
Оборудование: прозрачные баночки с гречкой, манкой, горохом;зеркала; ширма; картинки с изображением следующих предметов; медвежонок, волчиха, волчонок, веточка, чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, шкаф, контурные рисунки для закрашивания, карандаши.
Ход занятия:
1. Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Умницы! Замечательно!
Но у нас еще есть гости. Они маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. У них есть сиденье, спинка, четыре ножки и они спрятались - ПОД столами.
Поприветствуем гостей и присядем.
2. ОЙ! Кто это?
Как же тебя зовут? - Медвежонок– Слыш. А почему? (логопед «слушает», что говорит медвежонок).
- Потому что, он очень любит слушать, как звучат разные песенки, но не всегда угадывает, чья песенка слышна. Поможем ему в этом трудном деле?
Игра «Что звучит в баночке?» В три прозрачные баночки, положить;
* в одну гречка,
*в другую — манку,
*а в третью - горох.
Предложить детям рассмотреть баночки. Логопед гремит ими и просит детей послушать, что как звучит. Затем прячет баночки за ширму, гремит какой-то одной баночкой. Дети должны угадать на слух, что звучало.
3. Наш мишутка озорной убежал погулять в лес. Там было столько всего интересного! Он увидел лохматого волчонка и его маму. Мама-волчица выла громко, вот так: «У-У-У». А маленький волчонок тихонечко подвывал: «у-у-у».
Игра «Громко — тихо». Предложить детям произнести звук [у] сначала громко, как мама-волчица, а потом — тихо, как волчонок. Узнать, кто так говорит: произносите звук [у] сначала громко, а потом — тихо. Ребенок должен угадывать, чей голос он услышал.
Слышу понравилась вам песенка волчонка: «у-у-у». Споем?
(Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает сделали воротца для воздуха, они стали похожи на маленький кружок.
Как вы думаете это гласный звук? Почему? (горлышко дрожит). Проверим?
4. Волчонок маленький и тихо поёт свою песенку- УУУУ. А, чтобы громче петь, нужно, губки тренировать. Поможем волчонку?
Возьмём наши волшебные зеркала.
Упражнения для губ. Предложить детям потренировать губки вместе с волчонком, выполнить несколько упражнений перед зеркалом.
1. «Улыбка» — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. «Трубочка» — с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты.
3. «Улыбка-трубочка» — чередование первых двух упражнений.
5. «Произнеси звук». --- [И],
А потом зазвучала другая песенка - веточки качающейся над волчонком---ИИИИИИИИ.
воздух из ротика выходит легко и свободно через улыбчивый ротик и не встречает преграды.
Споём песенку веточки?
ИИИИИИИИИИИИИ
6. «Песенка волчонка и веточки»
Очень понравилась песенка волчонку, и он решил вместе с веточкой спеть –УУУУи. Встанем возле стульчиков и споём вместе сними? (пропевание звуков с движениями рук- пальцы рук собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим [УУУи-УУУи-УУУи], вытягиваем губы трубочкой и "тянем ниточку" руками от губ вправо-вверх и "отпускаем" (раскрываем пальчики).
Веточка тоже запела, но уже получилась другая песенка---ИИИИу. Споем вместе? (пропевание звуков с движениями рук- руки вверху – над головой. Произнося [ИИИу-ИИИу-ИИИу], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг, руки в «щепоточку» к губам.
Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Горлышко работает - гудит громко. Проверим. (дети подносят тыльную сторону ладони к горлу).
Л- Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
7. «Предлоги на, под.»
Стали они вместе играть Веточка качалась над волчонком, а он прятался под веточкой.
Где качалась веточка? Над волчонок.
Где прятался волчонок? Под веточкой.
Поиграем и мы.
Взрослый предлагает детям выполнить следующие действия: поднять руку над головой, покачать, как веточка…. Присесть и спрятаться как волчонок.
Закачалась веточка руки вытянуты над головой,
ладони прижаты друг к другу
И-И-И
Над моею головой, посмотри.
А теперь под веточкой я сижу присесть, посмотреть на ладони.
У-У-У.
8. «Кто внимательнее всех»
А вы узнаете песенку веточки? Тогда хлопнем в ладоши, если услышите.
А. И…О. И….
Песенку Волчонка?
О…У…А. У
9. Наступил вечер. И волчонок отправился к себе домой.
Вспомните, какое сейчас время года? (Зима.) Как на улице зимой? (Холодно.)
Вот и у волчонка лапки замерзли, поможем ему, научим греться?
Давайте представим, что мы " тёплый ветерок" и подуем на ладошки. Теплее стало.
10. Подул ветерок на уши волчонку, а волчонок не боится, ведь у него не УШИ, а УШКИ;
Не глаза, а глазки;
Не нос, а носик;
Не зубы, а зубки;
Не хвост, а хвостик;
Не лапы, а лапки.
11. Зашёл волчонок в домик и видит.
На столе стоят….
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: кружка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все? Посуда.
Убрал её волчонок…Куда? А что это за предмет?- шкаф. Мебель.
Да не всю посуду смог убрать, посмотрите вот ёще сколько. Поможем волчонку?
И счастливый волчонок пошёл спать.
12. А вот, что же ему приснится, выбирайте и раскрашивайте сами карандашами.
(звёзды, луна, подарок, домик, сладости и тп.)