Марина Викторовна Вицкова
Конспект НОД по пластилинографии «Гроздья рябины красной» в старшей группе
▼ Скачать
Конспект занятия по пластилинографии «Гроздья рябины красной» в старшей группе
Цель:
Пополнить представления детей о плодово – ягодных деревьях;
Расширять знания о сезонных изменениях в жизни растений;
Способствовать эмоциональному восприятию красоты природы.
Программные задачи:
способствовать овладению способами и приемами объемной пластилинографии;
Публикация «Конспект НОД по пластилинографии „Гроздья рябины красной“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Рябина. ИЗО, поделки, рисунки рябины
- Рябина. Лепка, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
упражнение в раскатывании деталей круглой формы, создавая образ ягодки (рябины);
обучение навыкам закрашивания рисунка пластилином;
развитие памяти, словарного запаса, мелкой моторики рук;
развитие чувства цвета, художественного вкуса.
Дидактический материал:
демонстрационный материал: фотографии с изображением рябины;
раздаточный материал на каждого ребенка: лист бумаги с контурным изображением листьев рябины и контуров побегов кисти цветка, пластилин зеленого, черного, оранжевого и красного цвета, дощечка для лепки, салфетки, стеки по количеству детей, лист твердого картона небольшого формата. Аудиозапись.
Ход НОД
Воспитатель.
Я люблю наш детский сад
В нё м полным полно:
Бельчат? - Нет!
Мышат? – Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет!
Ребят? - Да!
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Девочки? (произносят «Да!»)
Мальчики? (произносят «Да!»)
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение
(читаю стихотворение В. Авдеенко под музыкальное сопровождение и презентацию «Осень в гости к нам пришла»)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто – розовый - кленовый.
Воспитатель: Дети, о каком времени года идет речь?
Дети: Об осени
Воспитатель: Молодцы, правильно, наступила замечательная осенняя пора, все деревья оделись в красивые наряды, «Золотая осень в полном разгаре», всё радуется природе! А какие деревья вы знаете, назовите?
Дети: Клен, Береза, тополь, дуб и т. д.
А теперь мои ребятки отгадайте-ка загадку, и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.
Загадка.
В середине октября
Гроздья алые горят.
Очень любит похвалиться
Раскрасавица девица.
Как огонь горят куртины -
Это красная.
Дети: Это рябина
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о рябине?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воспетая в народных песнях и стихах красавица рябина достойно украшает ландшафт нашей Родины. Ее можно встретить в лесу, на опушках. Рябина растет и у нас в детском саду. Сейчас, осенью не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд. Посмотрите на картину. Давайте опишем рябину. Расскажите, какая она? (Дети описывают рябину).
Воспитатель: Можно спорить о том, какие из деревьев милей и краше взору человека: то ли стройная берёза, то ли солнечный ясень или величавый дуб, а может быть, пирамиды вечно изумрудных елей? Но бесспорно лишь одно: многим по душе красавица рябина, с ажурными листьями и с ожерельем оранжевых плодов. Любит её народ. На нее трудно наглядеться: летом между кружевной листвой сверкают белоснежные щитки цветков, осенью же, когда ветви изогнутся под тяжестью ярко-оранжевых плодов, красавица рябинка становится ещё нарядней. Плоды её подолгу задерживаются на ветвях и даже остаются на зиму, ярко выделяясь среди заснеженного леса.
Проводится физкультминутка: «У реки росла рябина»
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры - би -на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
Воспитатель: А вы знаете, когда созревает рябина
Дети: Осенью
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе на моем столе. От какого дерева эта ветка?
Дети: От рябины
Воспитатель. Конечно же, от рябины. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло, пастила. А еще ее любят зимой клевать снегири.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод. Но лепить мы будем не скульптуру, а барельеф - «Картину» из пластилина. Для этого нам понадобятся листы из картона. Сначала сделаем на них фон из пластилина, чтобы сделать фон нужно разогреть пластилин в ладошках, размять, а потом аккуратно размазать по пластине. Давайте подумаем, какой цвет фона лучше выбрать. Нужно, чтобы на нем хорошо была видна ветка рябины, и красные ягоды.
(Ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем мы примемся за работу,нам нужно подготовить наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика: «Подарки осени»
Ходит осень по полям. («Шагают» пальчиками по столу)
— Что ты, осень, принесла нам? (Разводят руками в стороны)
С нами поделись ты!
— Вот рябины кисти, (Загибают по очереди пальцы на руках)
Вот орехи спелые,
Вот грибы вам белые,
Вот вам подосиновики,
Сыроежки синенькие.
А еще – тяжелые бронзовые желуди. (Сжимают пальцы в кулак и трясут ими)
Мой букет красив и ярок, (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Принесла его в подарок.
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель. А теперь приступаем к изображению рябины с ягодами. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки.
В работе используем стеку, делаем прорези на листьях, чтобы они получились резные.
Как их лучше сделать? Ответы детей.
Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель
Теперь самая главная часть нашей картины – кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие выразительные картины у нас получились!
Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягоды ее созревают. Радуется ли она, когда посреди зимы на ее ветки слетаются птицы, чтобы полакомится красными ягодками. (Ответы детей)
Что испытывает дерево, когда по его стволу и ветвям карабкается озорной мальчишка, желая нарвать побольше ягод, но настолько ягоды рвет, сколько ветки ломает? Делает он это не для чьей-то пользы, а для забавы и, наигравшись, тут же бросает сломанные ветки. (Ответы детей)
Воспитатель: Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают. Ребята берегите родную природу, заботьтесь о ней, чтобы вы помнили, что любое дерево, любое растение - тоже живое существо, которому бывает больно, плохо.
Воспитатель: Дети, вы сегодня все очень хорошо поработали, сделали прекрасные картины! А давайте мы возьмём наши картины и оформим выставку в группе, чтобы у нас было красиво.