Инна Елхина
Конспект НОД по ознакомлению с природой «Друзья наши пернатые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой для воспитанников разновозрастной группы (от 3 до 7 лет)
на тему: «Друзья наши пернатые».
Цели: формирование знаний о птицах, их жизни в природе.
Задачи:
Образовательные:
- уточнение и расширение знание детей о зимующих птицах;
- формирование умений и навыков классифицирования птиц по внешним признакам.
Развивающие:
- вырабатывание навыков осознанного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- совершенствование диалогической речи.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательного отношения к птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на прогулках;
- рассматривание изображений на картинках, фотографиях;
- просмотр презентации по теме «Птицы Крыма»;
- беседа на тему «Покормите птиц зимой»;
- коллективная аппликация «Синичкин день».
Оборудование: шаблоны «Перелётные и зимующие птицы», картинки с птицами, презентация «Зимующие птицы», аудиозапись «Чириканье воробья».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1 этап. Организационная часть.
Воспитатель: Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?
Ответы детей.
2 этап. Основная часть.
Упражнение «Какая для кого зима?».
Для медведя – короткая.
Для собаки – холодная.
Для зайчика – страшная.
Для птиц – длинная.
Почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем продолжать знакомство с птицами, будем читать стихи, вспомним, чем они питаются, а также вы узнаете много интересного. Совсем скоро, наступит зима, и птицы нуждаются в нашей помощи. Ну, об этом чуть позже, а пока послушайте стихотворение. Воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова:
Каждый день,
Когда встаём
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы
И хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых хороших
Прилетают к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы
Чистят крылышки свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи,
Ждут нас также терпеливо
И красавцы-снегири…
Все привыкли – непугливы,
Хоть руками их бери!
- Ребята, про каких друзей рассказывается в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это птицы. А почему мы их называем меньшие, пернатые друзья?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы немного поиграем.
Дидактическая игра «Что за птица?».
На экране появляется изображение зимующих птиц, дети угадываю, что за птица по внешним характеристикам.
Воспитатель: Это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Они не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, птицам приходится нелегко. В поисках еды, они прилетают к жилью человека. (Синица).
Самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся они ближе к рябине, клёну, калине, обрывая ягоды и расклёвывая семена. (Снегирь).
Эту птицу называют белобокой, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом, потом схватит, и утащит в своё гнездо. (Сорока).
Эта птица - важная, горластая. Бывает как полностью черного цвета, так и черно-серого. Обычно летают стаями. В каждой стае, одна всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности, жутким карканьем. (Ворона).
Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Ещё её называют «Лесным доктором». (Дятел).
Этих весёлых, шустрых, маленьких птичек можно встретить в лесу и в городе. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Очень неприхотливые. Людям, нравиться слушать их чириканье. (Воробей).
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц, одним словом?
Дети отвечают: Зимующие птицы.
Презентация «Зимующие птицы».
Физкультминутка «Прилетели птицы».
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Если вы услышите название птиц, то будите имитировать полёт (взмахи крыльев, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно топать ногами. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты.
Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны.
Что неправильно и почему? – макароны это продукты.
Прилетели птицы: голуби, вороны и носороги.
Что неправильно и почему? – носороги это животные.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары.
Что неправильно и почему? - комары это насекомые.
Прилетели птицы: ястребы, кукушки, снегири, ватрушки.
Что неправильно и почему? - ватрушки это продукты.
Звучит аудиозапись «Чириканье воробья».
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что воробей, что то хочет нам сказать. Я знаю птичий язык и могу вам перевести.
К зиме на юг умчались стаи –
Я остаюсь не улетаю.
Я знаю, здесь, в мороз и снег,
Меня накормит человек.
- Не пойму, что имеет в виду воробей? Ребята, помогите мне разгадать одну загадку:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом?
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Ребята, с нами будут зимовать самые смелые пернатые друзья. Зимой им приходится нелегко, но в наших силах помогать и окружать их своей заботой. За зиму погибает много птиц, от холода и голода, но мы с вами спасём не одну птицу. Как мы поможем помочь выжить птицам?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Весной птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
3 этап. Итог занятия.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы познакомились с удивительным птичьим миром, их привычками. Птицы не только радуют своим пением, они действительно спасают наши леса от вредителей, но и многому научили человека.
Упражнение «Чему человек научился у птиц?».
Человек изобрёл самолёт, вертолёт, дельтаплан; научился петь песни, помогать другим; стал предсказывать погоду.