Таня Абакарова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Золотые руки мастеров Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему : «Золотые руки мастеров Дагестана»
Тип НОД: занятие по обобщению и систематизации знаний
Вид НОД: комбинированный
Тема: «Золотые руки мастеров Дагестана»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Золотые руки мастеров Дагестана“» размещена в разделах
- Дагестан
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Возрастная группа : подготовительная
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к культуре народов Дагестана через ознакомление с народными промыслами.
Образовательные задачи:
1. Продолжить формировать знания об особенностях дагестанских изделий.
2. Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
4. Учить детей различать виды народных промыслов, их характерные особенности.
5. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров Дагестана.
Развивающие: Развивать детскую инициативу, самостоятельность, познавательную мотивацию
Развивать самостоятельно добывать информацию
Воспитательные: патриотические взаимоотношения детей и взрослых
Активное вовлечение ребенка в социум и др.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, макеты дагестанских промыслов, изделия народных промыслов, готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, видео роликов рисование по образцам.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Методы и приё мы:
• Организационный момент: «Круг добра»
• Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
• Рассказ воспитателя о народных промыслах
• Физминутка «Э- ге-гей»
• Художественное творчество детей: «Закончи узор»
• Итог
В группе организована выставка «Народные промыслы Дагестана».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Магомед. Мне дали задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».Поможем ему?
Дети- поможем
Воспитатель – я пригласила Магомеда к нам в гости (заходит Магомед в национальном костюме)
Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили дагестанские люди)
Воспитатель: Да, дагестанские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя : Своими руками дагестанские люди творили чудеса : делали посуду, глиняные игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. (показ народных промыслов на интерактивной доске) Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: унцукульские, балхарские, табасаранские, кубачинские. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. (показ слайдов узоров этих изделий) Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(Показывает село Балхар и предметы балхарских изделий на интерактивной доске)
Высоко в горах есть известное даже за пределами Дагестана село Балхар и я хочу вас познакомить с ним. Балхар очень древний аул, издавна славится своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки. Согласно легенде, много лет тому назад жил в селении Балхар бедный пастух Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Ребенок
Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины
Так же как прекрасный стих
Создают из слов простых.
На берегу Каспийского моря раскинулся древний город Дербент. Окружающие город богатые леса и горы служили постоянным источником вдохновения для ковроткачества. (показ на интерактивной доске)
.
В Табасаране начал развиваться этот промысел.
О ДАГЕСТАН, ВОСПЕТЫЙ НА ВЕКА ПОЭТОМ,
Что он сказал бы в эти наши времена.
Ковер табасаранский соткан под осенним небом,
А мастерицею была сама Судьба.
Ребенок
Где узоры для ковра
Ты нашла, скажи сестра?
Я живу в стране цветов
Поглядишь узор готов
Воспитатель: (Показывает на экране табасаранские ковры)
Вместе с детьми рассматривает узоры
.
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. Слайд (Показывает на экране Кубачи)
Дети рассматривают кубачинские изделия.
Прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился
знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайной работы с причудливым узором. Кинжалы, сабли, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия.
ребенок
У кубачинцев нынешней весною
Я наблюдал,как тонко и хитро
В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен
данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают
деревянные изделия металической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия
унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях
аула на берегу Аварского Койсу рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали
трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле
искусство насечки по дереву. Убедившись в том что тростниковые издели
Вплетает мастер кружево резное
В черное литое серебро
В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен
данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают
деревянные изделия металической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия
унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях
аула на берегу Аварского Койсу рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали
трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле
искусство насечки по дереву. Убедившись в том что тростниковые издели
В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен
данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают
деревянные изделия металической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия
унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях
аула на берегу Аварского Койсу рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали
трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле
искусство насечки по дереву. Убедившись в том что тростниковые издели
В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен
данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают
деревянные изделия металической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия
унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях
аула на берегу Аварского Койсу рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали
трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле
искусство насечки по дереву. Убедившись в том что тростниковые издели
Воспитатель: В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен данным промыслом аул Унцукуль. Мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия Унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом. (на интерактивной доске изделия унцукульских мастеров)
Физминутка
Все движения разминки Повертись на месте ловко
повторяем без запинки! В этом нам нужна сноровка.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе
Э-хе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Э - ге - ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Воспитатель: Пескотерапия.
Педагог:
1. Какие линии используются в балхарской росписи?
2. Какие элементы узора используют в дагестанских коврах?
3. Какие насечки используют унцуккульские мастера?
3. Что используют в своей работе кубачинцы?
Дидактическая игра «Закончи узор» на интерактивной доске.
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на экране изображены изделия мастеров. Нужно их разместить по разным полкам. На 1 полку изделия балхарских мастеров, на 2- унцукульских, на 3-табасаранских, на 4 кубачинских. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей с интерактивной доской).
1полка
2 полка
3полка
4 полка
Дети по очереди походят к доске и выбирают предметы соответствующие заданию, размещают их по полкам.
Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров. (Предлагает Магомеду и детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась)