Нина Акулова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну Экономию»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель занятия
Образовательная область: «познавательноеразвитие»
Направление «ознакомление с окружающим миром»
Возрастная группа: подготовительнаягруппа
Тема:«Путешествие в страну Экономию»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально– коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие»
Триединая дидактическая цель:
1. Образовательный аспект:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в страну Экономию“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Обогащать и активизировать лексику детей новыми словами: бартер, ресурсы. Повторитьранее изученные слова: экономика, бюджет.
- Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)
2. Развивающий аспект:
- Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- Развивать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.
3. Воспитательный аспект:
-Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.
-Воспитывать бережное отношение к вещам
-Воспитывать желание проявлять активность в предлагаемой деятельности.
Ожидаемый результат: уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим; проявляет творческие способности; может фантазировать,рассуждать, имеет навыки владения финансовой грамотностью
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, командная.
Словарная работа. Обогащение словаря: бартер, ресурсы
Активизация словаря: экономика, бюджет
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма организации метода: беседа, игровая деятельность, музыкальная, двигательная деятельность
Средства обучения: экран, проектор, компьютер, игрушки медвежат, Буратино, яблоки (игрушки, метла, дидактические игры «Помоги папе», «Бережливость», «Собери картинку», запись голосов Бармалея, Тортилы, Матроскина.
Предварительная работа: беседы, игры по финансовой грамотности, чтение сказок «Приключения Буратино» «Лисичка со скалочкой», просмотр мультфильмов «Трое из Простоквашино»
Содержание организованной образовательной деятельности:
1. Мотивационно – побудительный этап
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети я очень люблю сказки! А вы? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Экономию! Вы согласны? Тогда в путь. Представьте себе, что мы находимся в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную страну. (Слайд аэропорта)
Послушайтечто-то объявляет диспетчер Бармалей:
- пассажиры, рейс номер 13 в сказочную страну не состоится.
Воспитатель: Что же делать? Ой, ещё одно объявление от черепахи Тортилы.
- Для пассажиров, которые очень торопятся попасть в страну сказок, может быть предоставлена метла «От Бабы Яги» класса Люкс. Лететь на метле сможет тот, кто отгадает загадки.
Воспитатель: Ребята, я как раз была сегодня у Тортилы и она дала мне загадки, которые надо отгадать.
1. Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет. (Монета).
2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
3. На товаре быть должна обязательно. (цена).
4. За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт. (кассир).
5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам. (продавцы).
6. Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Д. : Деньги, монеты
В. : Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?
Д. : Покупать товар, копить, ездить в отпуск.
В. : Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них
прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.
Д. : «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино»,
«Приключения Буратино».
В. : Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается,даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.
Хотите получше узнать о них?Садимся на метлу,(Слайд облака, музыка)
2 Организационно – поисковый этап
В. : Вот мы и прибыли (слайд сказочная страна), остановка «Денежка».(подходим к первому столу)Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Д. : Муха-цокотуха
В. : Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». (Слайд) Что муха нашла? … «денежку». А что такое деньги?
Д. : Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.
Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».
В. : Что сделала муха?
Д. : «Пошла муха на базар и купила самовар».
В. : а как бы вы предложили поступить мухе? (Ответы детей)
Муха приготовила вам несколько заданий:
1. медвежонок Сластёна продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Егодруг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
Д. : медвежатам надо сделать обмен.
В. : Правильно,такой обмен называется бартером (Повторяют вместе и индивидуально.) Ребята, слушайте следующее задание.
2. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные,
крепкие. А у другого продавца, яблоки —зелёные ещё недозрелые. Что делать, чтобы продать зелёные яблоки?
Д. : Надо снизить цену на зелёные яблоки, чтобы их продать быстрее.
В. : Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше.
(музыка, слайд облака)
Посмотрите, а вот и следующая остановка-«Бюджет». (подходим к следующему столу) Кого же мы еще встретим на своем пути? Это же плутишка Буратино - герой сказки «Приключения Буратино». Помните, как он хотел вырастить денежное дерево, чтобы папе Карло на всё хватало денег? Давайте расскажем ему как надо правильно распределять деньги. А для этого поиграем в игру «Помоги папе».
Папа получил зарплату в10 рублей. Посмотрите на картинки. Это то, что он может приобрести. Посчитайте сколько денег папе надо, чтобы всё это купить. Хватит папе денег? Давайте ему поможем, как правильно потратить деньги. Что надо сначала купить? Прикрепите монету туда, где висит картинка с необходимым предметом. Почему сюда прикрепили? Почему не выбрали оставшиеся картинки?
В: Нам пора размяться давайте сделаем упражнения.
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
В. : а теперь летим дальше. (музыка, облака)
Остановка «Экономика». Я, кажется, что-то слышу…
(Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду. Я экономить буду.»)
В. : Кто это?
Д. : Кот Матроскин. (Слайд)
В. : Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?
Д. : Да.
В. : А что значит экономить? Матроскин предлагает поиграть вам в игру «Эконом». Поделитесь на три команды. Первая будет беречь детские игрушки, вторая воду, третья свет. Вам надо выбрать картинки, с предметами, которые вы будете беречь.
Как вы считаете, для чего нам нужно беречь вещи?
В. : Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
- что означает слово беречь? (не ломать, не портить вещи, использовать по назначению, оставлять вещи в сохранности.)
Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Сегодня густо, а завтра — пусто.
Считай деньги в своем кармане!
Цыплят по осени считают.
Подрасту — свое наживу.
Деньги счет любят.
Без копейки рубля не бывает.
Копейка рубль бережет.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Молодцы! Мы будим помнить эти народные пословицы и поговорки и другим расскажем. Этому и нам нужно поучиться. Ведь народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными.
А теперь поиграем в игру «Упрямый Антошка» (Игра с мячом в кругу)
Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить
мне слова-наоборот. Готовы?
Д: да.
В: тогда начнем:
Покупатель — продавец
Покупка - продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие цены - низкие цены
Наличные — безналичные
В. : Молодцы, мы можем отправляться дальше. (Музыка, Облака)
Следующая остановка «Строймастер» (Подходят к четвёртому столу). Дети, посмотрите на экран из какой сказки эти герои. (слайд)
Д. : Эти герои из сказки «Три поросенка»
В: - Что нужнобыло героям сказки?
- Зачем поросята строили себе дом?
- Значит, у всех была потребность в жилье.
- Какие строительные материалы использовали герои сказки?
- Какой материал дороже, крепче и надежнее?
В. : дети, все эти материалы можно назвать одним словом Ресурсы. Повторите. (Повторяют вместе и индивидуально.)
- Чтобы дом удобным был, что надо учесть?
Д. : У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери;
необходимо выбрать прочный материал.
В. : Давайте мы поиграем: надо собрать дом.
(Игра «Собери дом» - собирают картинку на полу)
В: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. Держитесь все за метлу. (музыка, облака). Ну вот мы с вами и вернулись в наш детский сад (слайд), с возвращением, ребята.
Рефлексия:
-Где мы с вами сегодня побывали? Как называется сказочная страна?
-Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?
-Какие герои сказок повстречались нам на пути?Кто помнит, а что отправились искать герои мультфильма «Трое из Простоквашино»?
Д. : Клад.
(Пластический этюд)
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно пополам.
В. : Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?
В. : Ребята, вы сегодня хорошо отвечали и кот Матроскин отправил вам сундучок с кладом, который они нашли. Давайте посмотрим, что там. (Воспитатель раздаёт золотые слитки-шоколадки или монетки-шоколадки) Дети попрощайтесь с гостями.