Татьяна Манукян
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей об истории возникновения Кубанского казачества,
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями. - совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Ход НОД:
Воспитатель:
Вечер лег на хуторок, Сумрак темно-синий,
Думу думает казак о судьбе России.
Чернобровый, черноокий, Вьется чуб до уха,
Да папаха набекрень верная подруга.
Над станицей тишина, Да в хуторе раздолье,
Но не спится казаку мысли слишком вольны.
Вот бы все его сыны выросли достойно,
Было б счастье казаку и Родине спокойно.
— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. «Казак» – означает «вольный человек». Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы.
В: Так кто же такие казаки?
Ответы детей: Казаки были вольные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать всё самим,что нужно для жизни : жилище строить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Вольные казаки селились по берегам рек. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.
- Так какое же главное призвание казаков?
Ответы детей: быть военным.
В: Верно. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.
А давайте вспомним пословицы или поговорки про казаков?
Ответы детей:
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
Казак без коня,что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.
В: Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена
- А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
- Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаковесть такое выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
- А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.
Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на телегах, на подводах.
Дети: Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.
Конь был верным другом казака
Воспитатель: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, (показ иллюстрации)Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони.
А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.
А знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою, (показ иллюстрации)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю ласково назвать: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.
–Ребята, как можно назвать одним словом тех, о ком мы сейчас говорили?
Ответы детей: (семья).
В: Сейчас я вам покажу необычный портрет, а вы внимательно его рассмотрите и скажете - кто на нём изображён?
Ответы детей: казачья семья : дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра.
В: Как вы узнали, что на портрете казаки?
Ответы детей :( по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).
В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.
Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви, Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Традиция
— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники.
Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим.
Существовали главные законы, которые должны знать казаки с детства.
-С уважением относится к старшим.
-Уважать мать, сестру, жену.
-Надо быть честным и скромным.
-Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
-Защищать от врагов свою Родину.
-При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
-Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.
-Не разрешалось сидеть.
-Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.
-Не разрешалось курить.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.
С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня.
Физминутка. Проводятся игры.
" Скачки на конях"(на фитболах).
"Эстафета с шашками" (пронести кубик и не уронить.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали о жизни, обычаях и традициях наших предков — казаках. Ребята, а что больше вам понравилось сегодня. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы ребята, давайте послушаем Кубанскую казачью песню «Ой, при лужке, при лужке». Звучит фонограмма песни.