Наталья Воронкова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Весна. Изменения в природе» для детей старшей группы с ЗПР
▼ Скачать
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ЗПР по теме: «Весна. Изменения в природе»
Цель: Формирование знаний детей об изменениях в природе весной.
Образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература», «Формирование элементарных математических способностей»
Тип: Интегрированное
Возраст детей: 5-6 лет
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Весна, Изменения в природе“ для детей старшей группы с ЗПР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Формы непосредственной деятельности: занятие-игра
Форма организации: подгруппа
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе
(капель, проталины, ледоход, появление первоцветов и насекомых, прилёт птиц) и о взаимосвязях в природных явлениях.
-познакомить с новыми народными названиями месяцев («капельник», «водолей», «цветень», и объяснить их происхождение,
-упражнять в выполнении заданий на дифференцирование, развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления,
-продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать, умение отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.
Коррекционно-развивающие задачи:
-корригировать переключение внимания путем выполнения заданий разного вида,
-корригировать слуховое восприятие путем выполнения заданий с участием слуховых анализаторов
-развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании слов
-корригировать и развивать зрительное восприятие путем дифференцирования (узнавание и называние предметов, величина, цвет, форма, размер)
-развивать речь
-развивать мелкую моторику с помощью заданий
-корригировать и развивать мыслительную деятельность путем выполнения заданий
-развивать личностные качества детей
Воспитательные:
- прививать интерес к занятиям по ознакомлению с окружающим миром
- воспитывать умение работать в парах
- воспитывать самостоятельность инициативность, эмоциональный отклик
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе, уважение к окружающим, желание помогать)
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними изменениями и признаками,
- чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок
- проведение опытов с сосульками, снегом, веточками деревьев.
- просмотр развивающих мультфильмов о временах года.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
-мультимедийный проектор, ноутбук, презентация "Весенние изменения"
-фонограмма звуков: щебетание птиц, рев медведя, детская музыкальная композиция «Рыжий, конопатый»
-мнемокартинки, плоскостное изображение солнышка с отельными от него лучами, бутафорские дерево и елочка, птичья кормушка;
Раздаточный:
-картонные силуэты птиц: ворона, воробей, синичка, скворец, ласточка, грач,
-блоки Дьенеша (3 набора) для выполнения задания «Разложи цветные льдинки» и карточки с заданиями к нему (задания на карточках: красное и треугольное, круглое и квадратное, большое и желтое)
- 6 емкостей с разными крупами (горох, фасоль, рис, гречка, манка, фигурки насекомых: божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, кузнечик, бабочка для задания «Найди насекомое»
- 6 картонных цветных силуэтов бабочек, бумажные цветные геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, овалы) для украшения бабочек для задания «Укрась бабочку»
-картинки животных: медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, и картинки детенышей этих животных,
- 6 массажных варежек для самомассажа
-бумажные силуэты зеленых листочков и белые снежинки на каждого ребенка (для рефлексии)
Ход НОД:
1. Организационный момент
Дети заходят в зал, здороваются с гостями встают в круг
Воспитатель: Сегодня прекрасный весенний день, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем доброго и хорошего настроения.
Звучит аудиозапись: слышно веселое щебетание птиц
Воспитатель: Что вы слышите? (птицы щебечут) Как они щебечут? (весело) Да птицы рады теплу. Обратите внимание, солнышко - главный помощник весны, грустное, у него нет лучиков. Его заколдовал ветер, сорвал и разбросал лучи. Но это можно исправить, если правильно ответить на вопросы и выполнить задания, и солнышко вновь весело засияет и подарит своим спасителям сюрпризы и веснушки. Вы желаете получить сюрпризы и веснушки? А вы знаете, что такое веснушки? Значит, вы готовы выполнить задания?
Может кто-то знает стихотворение про солнышко или про весну?
Ребенок рассказывает стих: К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами
Черные проталины на полях видны
Верно очень теплые ноги у весны
Воспитатель: Замечательные слова!
Ребята, а вы знаете названия весенних месяцев? (март апрель май)
После какого времени года наступает весна? (после зимы)
Какое время года наступит после весны? (лето)
Как думаете, почему растаял снег, журчали ручьи? (солнце пригрело, растопило)
2. Основная часть
Воспитатель с детьми подходят к круглому столу:
Воспитатель: А вот и лучики с заданиями (лежат лучи солнышка, на них написаны с обратной стороны задания и вопросы, берет лучик, читает:
Чтобы назвать главную примету месяца марта, отгадайте загадку:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет (сосулька)
Воспитатель: Верно, сосулька, вот и первый лучик расколдован. (ребенок приставляет к солнышку луч).
Воспитатель (берет следующий лучик и читает): Как называли в народе месяц март? (дети затрудняются, не знают) Наш помощник проектор поможет нам, внимание на экран, будьте внимательны
Воспитатель: (сопровождает показ слайдов рассказом)
Воспитатель: Дети, вы помните, мы с вами наблюдали как большие сосульки падали с крыши и разбивались на множество льдинок? (Помним) Значит, вы легко справитесь с заданием.
Задание 1 «Разложи цветные льдинки»
Воспитатель: У меня в руках карточки с заданиями, каждая обозначает, какие льдинки нужно собрать в два круга
(показывает карточки задания: них нарисованы в кругах фигуры разные по размеру цвету величине:1 карточка- красные и треугольные,2 карточка- круглые и квадратные, 3 карточка большие и желтые)
Выполняют три команды кто быстрее
Воспитатель хвалит: Достойный результат! (ребенок приставляет луч к солнышку)
Затем идут к столу берут следующий лучик и читают задание:
Воспитатель: Как называли в народе месяц апрель? (дети затрудняются, не знают) Наш проектор готов нам помочь, внимание на экран (воспитатель сопровождает показ слайдов рассказом о месяце апреле)
Воспитатель: Ребята, так как называли месяц апрель? (водолей) Почему так называли? (потому что снег тает, и бегут ручьи) Молодцы! (ребенок приставляет лучик к солнышку)
Воспитатель (берет лучик, читает и говорит): Ребята собралась стайка птиц у нашей кормушки, их так много что даже и невидно где какая зимующая, а какая перелётная, вам надо будет назвать птицу, определить зимующая или перелётная и посадить на елку – зимующую, а на березку перелётную.
2 задание «Птички» на кормушке птички перелетные и зимующие: ласточка, скворец, жаворонок, ворона воробей, снегирь, рядом елка и березка)
Дети выходят по одному, берут птичку, называют ее и говорят зимующая она или перелетная, сажают на соответствующее дерево.
Воспитатель: Умнички, справились с заданием, давайте разомнемся, встаньте в круг
Звучит запись: рев медведя
Воспитатель (удивленно): Чей это голос? (медведь рычит) А каких вы еще зверей знаете? (лиса, волк, заяц)
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в зверей! (Психогимнастика с элементами релаксации)
У нас славная осанка,
Мы свели свои лопатки.
Мы походим на носочках,
а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
и как серый волк-волчище.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог,
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Воспитатель: Пока мы с вами играли, у зверей малыши потерялись, давайте найдем, где, чьи малыши, и назовем их.
3 Задание «Назови детеныша» (воспитатель открывает ширму на доске, под которой выставлены картинки диких животных: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, и отдельные картинки детенышей этих животных, дети по очереди берут картинку, называют детеныша и ставят его к маме : «У медведицы медвежонок»).
Воспитатель: Как вы быстро справились с заданием все, еще один лучик вернем солнышку, и прочитаем следующее задание (подходят все к столу с лучиками, берут следующий луч и читают вопрос)
Воспитатель: Как называли в народе месяц май? (дети не знают)
Слушайте и будьте внимательны (воспитатель презентацию сопровождает рассказом о месяце мае)
Воспитатель: Ребята вы запомнили, как называли месяц май и почему? (цветень, потому что все цветет)
Воспитатель: У нас в гостях маленькие обитатели природы, найдите их и назовите
3 Задание «Узнай насекомое» (на столе стоят емкости для каждого ребенка с крупами и фигурками насекомых: божья коровка, муха, кузнечик, стрекоза, муравей, жук, дети находят фигурки насекомых, называют их)
Воспитатель: Как назвать всех одним словом? (насекомые)
Воспитатель: А какое у меня насекомое, вы узнаете, отгадав загадку, будьте внимательны!
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся-
Взвился вверх и полетел (бабочка)
Воспитатель: (показывает в ладошке цветок) Может цветок летать? (нет)
Значит, вы правильно отгадали загадку, конечно, это бабочка.
Воспитатель: Еще к нам прилетели бабочки, я предлагаю вам украсить их разноцветными фигурками из цветной бумаги, чтобы они стали нарядными
4 задание «Укрась бабочку»
Но прежде разогреем наши ручки и сделаем самомассаж массажными варежками
Самомассаж
У весны работы много, трут ладони друг о друга взад-вперед
Помогают ей лучи: трут ладошкой каждый палец
Дружно гонят по дорогам «пиление» ладони и тыльной стороны
Говорливые ручьи постукивание ладошками
Воспитатель: Теперь приступайте к выполнению задания
Заключительная часть
Воспитатель: Вот вы и выполнили почти все задания, не хватает одного лучика. Солнышко еще не улыбается. Нужно вспомнить все, что мы знаем о весенних изменениях в природе, а помогут нам картинки. Давайте вы по очереди будете рассказывать про эти изменения (воспитатель выставляет на магнитную доску по одной мнемокартинке, называет имя ребенка, и он с опорой на картинку рассказывает)
Воспитатель: Вот и пали чары злого ветра (меняет солнышку ротик на улыбку и просит ребенка приставить к солнышку последний лучик)
Солнышко обещало вам веснушки, получите (всем детям кисточкой рисует на носу веснушки, под музыку Рыжий – конопатый» со словами):
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это!
Воспитатель: Какое задание вам понравилось? Какое задание было трудным?
Расскажите дома о том, как раньше называли весенние месяцы и почему.
Вы меня очень порадовали, спасибо вам!
Пришло время награды получайте от солнышка сюрпризы