Елена Улищенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о Солнечной системе.
Задачи:
1) формировать первоначальные представления о планетах Солнечной системы: название, расположение к Солнцу, цвет, некоторые отличительные особенности;
2) расширять активный словарь детей (Солнечная планета, названия планет, орбита, скафандр);
3) упражнять в подборе слов - антонимов;
4) упражнять в согласовании существительного с местоимением;
5) закреплять знание цифр от 0 до 9;
6) упражнять в счёте в обратном порядке в пределах 10;
7) развивать словесно – логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
8) развивать слуховое восприятие и память;
9) развивать общую и мелкую моторику;
10) развивать пространственную ориентировку;
11) воспитывать интерес к познанию космического пространства.
Материал: презентация, схема «Солнечная система» без планет, изображения планет, клей, рисунок ракеты по цифрам, красные и синие кружки, разрезные картинки «Летающая тарелка»; камни, крупа.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, какой же праздник был 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Почему 12 апреля назвали Днём космонавтики?
Дети: Потому что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые совершил полёт в космос.
Воспитатель: И мы с Вами сегодня совершим фантастический и захватывающий полёт в космос. И узнаем, какие же тайны он от нас скрывает. Готовы?
2. Основная часть:
Воспитатель: Давайте поспешим и начнем нашу подготовку. А на чём же мы попадём с Вами в Космос?
Дети: На ракете.
2.1. Строительство ракеты:
Воспитатель: А строить ракету мы будем из стульев по чертежу, который нам прислали из космического центра. Внимательно его рассмотрите, и приступайте к строительству.
Воспитатель: Молодцы! Наша ракета готова.
2.2. «Скафандр – это костюм космонавта» :
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы лететь в космос в нашей одежде?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, какая нужна специальная одежда?
Дети: Скафандр.
Воспитатель: Правильно. Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете: трубки с дыхательной смесью, чтоб дышать, и небольшая коробочка, чтоб поддерживать нормальную температуру тела, потому что в космосе может быть очень жарко или, наоборот, очень холодно. Ещё в нем находятся микрофон со специальными датчиками, и мы можем видеть и разговаривать с космонавтами прямо с Земли. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди. Чтоб мы смогли одеть такой скафандр нам надо потренировать, сделать зарядку.
2.3. «Космическая зарядка» :
«Будем очень мы стараться, (дети делают рывки руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Вот сейчас мы можем одевать тяжёлые скафандры». (Дети имитируют одевание скафандра.)
Воспитатель: Космонавты готовы к полёту и могут занимать места в ракете. Чтобы нам полететь на нашей ракете, мы должны произнести обратный отсчет все вместе: 10. 9. 8. 7. 6. 5. 4. 3. 2. 1… Поехали!
Где же мы с вами оказались?
Дети: В космосе.
2.4. «Солнце - центр Солнечной системы» :
Воспитатель: Познание тайн космоса мы начнём с разгадывания загадки.
«Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное …» (солнце)
Воспитатель: А что же такое солнце?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Солнце – это яркая и очень горячая звезда, которая находится в центре Солнечной системы. Это могучий источник всего живого на Земле. Без солнечного света и тепла ни человек, ни звери не могли бы жить.
Солнце в солнечной системе не одиноко, и у него есть своя семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.
2.5. «Стихотворение про планеты» :
«Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех – Великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние две едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы
Это Уран и Нептун,
Вот мы и прошли планетарный закон».
2.6. «Все планеты по порядку» :
Воспитатель: Вспомните все название планет по порядку. Как называется первая планета? Вторая?. и т. д.
Воспитатель: В семье Солнца всегда царит идеальный порядок: никто никогда не толкается, не мешает и не обижает друг друга, потому что каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.
2.7. «Планета Меркурий» :
Сейчас мы с вами пролетим по каждой орбите и узнаем что-то интересное о каждой планете.
1) Как называется первая планета?
Самая первая планета называется Меркурий. Меркурий – это ближайшая к Солнцу планета. Днем на планете очень жарко, а ночью бывает ледяной дождь, становится очень холодно. Эта планета серого цвета, потому что на неё нет ни атмосферы, ни воды.
2.8. «Интересные ситуации» :
Воспитатель: Ребята, чтобы продолжать путешествие, вам нужно представить:
1) Вы вечером легли спать, а утром проснулись на другой планете. Что бы вы стали делать?
2) На Земле вы встретил инопланетянина, что вы с ним будете делать?
Молодцы справились с заданием! Отправляемся дальше.
2.9. «Планета Венера» :
2) Как называется вторая планета?
Венера. Имя ей дали в часть богини красоты – Венеры. Она и в самом деле очень красивая, очень яркая. На этой планете нет ни воздуха, ни воды. Почти вся поверхность покрыта лавой, которая находится в застывшем состоянии.
2.10. Игра «мой», «моя», «моё» или «мои» :
Воспитатель: Ой, а кто же это вышел к нам на встречу? (Появляется инопланетянин).
Он хочет с вами поиграть и приготовил для вас картинки. Инопланетянин хочет, что бы Вы, выбрали картинку, которая вам нравится, и подобрали к ней подходящее слово: «мой», «моя», «моё» или «мои». Отвечать надо так: «Мне нравится луна. Это моя луна».
Дети: «Мне нравится ракета. Это моя ракета».
«Мне нравится солнце. Это моё солнце».
«Мне нравится телескоп. Это мой телескоп».
«Мне нравятся звёзды. Это мои звёзды». и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. И мы отправляется в путь дальше.
2.11. «Планета Земля» :
3) Название следующей, 3-ей планеты, вы сразу вспомните, отгадав загадку.
Материки и острова,
Моря и океаны,
Планету эту ты дружок,
Из тысячи узнаешь! (Земля).
Воспитатель: Как вы думает, чем планета Земля отличается от всех остальных? (Предположения детей).
Воспитатель: Это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь: люди, животные, растения.
Воспитатель: Какими цветами окрашена эта планета?
Дети: синим, зелёным.
Воспитатель: Что обозначает синий цвет?
Дети: Вода, моря, океаны, реки, озёра.
Воспитатель: А зелёный?
Дети: Суша, материки, трава, деревья.
Воспитатель: Ребята, как же можно назвать людей которые живут на планете Земля?
Дети: Земляне.
2.12. «Живой – не живой»
Воспитатель: Земляне хотят с вами поиграть в игру «Живой – не живой». Они будут показывать вам картинки, и когда вы увидите живой предмет то поднимите красный кружок, а когда не живой то синий.
Молодцы, справились с заданием, и мы отправляемся дальше в наше путешествие по планетам.
2.13. Планета «Марс» :
4) Как же называется четвёртая планета?
Марс называют Красной планетой, потому что её покрывает красно – оранжевый песок. Там есть горы, которые выше и больше чем на нашей Земле и каньоны, ямы глубже земных.
Ночью на планету упало много метеоритов. Подойдите к столу.
2.14. «Метеориты и метеоритные кратеры».
- Представьте, что крупа – это песок с Марса, и в этот песок упали метеориты. Найдите их. Что образуется когда метеорит падает на поверхность планеты.
Дети: Кратер, яма.
Воспитатель: Давайте проверим, уроните ваши метеориты в песок. Образовался ли кратер? Почему он образовался?
Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрыта песком, поэтому образовался кратер.
А нам пора улетать с Марса пока на него не обрушился новый поток метеоритов. Садитесь на свои места в ракете. Полетели дальше.
2.15. «Планета Юпитер» :
Вот мы подлетаем к пятой планете. Как же она называется?
5) Юпитер – это планета - гигант, она самая большая в Солнечной системе. На Юпитере дуют невероятно сильные ветра, а большое красное пятно, ясно различимое на планете – это ужаснейшая буря. Основной цвет это планеты оранжево-желтый с присутствием цветных полос.
2.16. «Летающие тарелки» :
Воспитатель: Ребята, у инопланетян на этой планете случилась беда, страшная буря разрушила все их летающие тарелки. Поможем их отремонтировать.
Подходите к столу и выбирайте тарелку, и приступайте к ремонту. (разрезные картинки).
Вот мы и помогли жителям планеты Юпитер. Мы старались, помогали инопланетянам и нам надо отдохнуть.
2.17. «Физ. минутка - Космонавты» :
Раз, два, стоит ракета – руки вверх.
Три, четыре самолёт – руки в стороны.
Чтобы долететь до солнца – руками рисуют круг.
Космонавтам нужен год! – ладони прижимают к щекам.
Но дорогой нам не страшно – наклоны туловища.
Каждый ведь из нас атлет – согнуть руки в локтях.
Пролетая над землёю – руки в стороны.
Ей передаём привет! – руки вверх и помахать.
Воспитатель: Теперь садимся в ракету и отправляемся дальше.
2.18. «Планета Сатурн» :
Кто вспомнит название шестой планеты?
6) Сатурн очень легко узнать из-за пояса ослепительно сияющих колец, которые состоят из множества частичек льда, камней и пыли. Эта планета жёлто – оранжевого цвета. Полетели на следующую планету.
2.19. «Планета Уран» :
Следующая седьмая планета называется….?
7) Уран. Эта планета интересна тем, и она вращается вокруг солнца, лёжа на боку. Эта планета окутана облаками и имеет 9 колец, но они очень тусклые и их почти не видно. Уран – планета светло – голубого цвета.
2.20. Слова – антонимы «Планеты бывают разные» :
Воспитатель: Мы уже долго путешествует по планетам, и вы уже знаете, что планеты бывают разные. Дополняйте меня…
Планеты бывают разные:
Далекие и ….(близкие)
Холодные и ….(теплые)
Большие и….(маленькие)
Твердые и….(мягкие)
Тяжелые и ….(легкие)
Воспитатель: Молодцы! Полетели дальше.
2.21. «Планета Нептун» :
8) Последняя, восьмая планета - Нептун – это ярко – синяя планета и была названа в честь римского бога морей – Нептуна. На поверхности этой планеты нет суши, только бушующий океан газа и жидкости. Здесь проходят самые сильные ураганы в Солнечной системе.
2.22. «Каждой планете своё место» :
Воспитатель: Смотрите, и здесь нас встречает инопланетянин. Он живёт на последней планете и поэтому хочет узнать, запомнили ли Вы все восемь планет по порядку и сможете ли, вернуть их на свои дорожки-орбиты
Подойдите к столу. Возьмите по одной планете. Теперь мы выстроимся в колонну от первой до восьмой планеты. Как называется 1 планета. У кого она? Как называется 2 планета? У кого она? Становись за Меркурием….и так далее. А теперь по очереди подходим и приклеиваем планету на свою орбиту.
Молодцы, вернули все планеты на свои места, доказали жителю последней планеты Нептун, что мы запомнили все планеты по порядку.
Воспитатель: Так как это была последняя планета, то наше путешествие по космосу завершилось и нам пора возвращаться в группу.
Космонавты готовы к отправке на Землю. Закройте глазки, представьте, что вы находитесь в капсуле и спускаетесь на землю. Открывайте глаза вот мы с вами и снова на земле, в нашем детском саду.
2.23. «Соедини цифры» :
Воспитатель: На память о нашем космическом путешествии я предлагаю Вам нарисовать рисунок, но чтоб узнать, что у вас получится надо соединить все точки с цифрами по порядку. Какая цифра первая? После 1 какая цифра? Соединяем цифры 1 и 2? После 2 какая цифра? …и так далее. Что у вас получилось?
Дети: ракета.
Воспитатель: Чего не хватает у ракеты?
Дети: Иллюминаторов.
Воспитатель: Дорисовываем иллюминаторы. Вот такая замечательная ракета у нас получилась.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Теперь вспомним, где мы с вами сегодня побывали?
Вам понравилось путешествовать в космосе?
Что Вам понравилось больше всего?
Что Вы узнали интересного?
Какая звезда находится в центра Солнечной системы? Как называется ближайшая к Солнцу Планета? Какую планету назвали в честь богини красоты? Какая планета вращается вокруг Солнца на боку? Какого цвета планета Нептун?
Литература:
1) Дорожин Ю. Малышам о звездах и планетах. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет. – Мозайка-Синтез, 2009.
2) Харрис Н. Светящаяся книга о космосе. – М. : Рипол-Классик, 2012.
3) https://dohcolonoc.ru/conspect/2170-zanyatie-v-podgotovitelnoj-gruppe-planety-solnechnoj-sistemy.html
4) https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-nashe-kosmicheskoe-puteshestvie.html