Олеся Абросимова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Сколько тайн хранит наша волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе с элементами экспериментирования на тему: "Сколько тайн хранит наша волшебница вода. "
Цель: познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение её для всего живого.
Задачи:
• создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды; дать понятия о значимости воды в жизни человека, природы;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Сколько тайн хранит наша волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• развивать познавательную, мыслительную активность детей в процессе исследования; умения сравнивать, сопоставлять, стимулировать желание делать выводы; развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности);
• воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, аккуратность при работе, бережное отношения к воде.
Методы и приемы: беседа, объяснение, наблюдение, дидактическая игра, подвижная игра.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему "Вода", проведение подвижных и дидактических игр на тему "Вода".
Материалы и оборудование: Стаканчики (на каждый опыт, кисточки и краски, фартуки, глобус, стаканчики с соком, тарелочки с кусочками лимона, кубики льда, карточки с картинками для игры, карточки свойств воды, мольберт, магнитики, трубочки.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро,
Здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
- Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Готовы к занятию? (Ответы детей)
Сюрпризный момент
- Ребята, посмотрите, каку. ю интересную вещь я вам принесла. Что это за вещь? (Глобус)
- Правильно, ребята, глобус - это модель нашей Земли, здесь мы живем. А вы знаете почему на глобусе много голубого цвета?
- Чтобы узнать, что обозначено на глобусе голубым цветом, отгадайте загадку.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (вода)
- Молодцы! Отгадали загадку. Голубой цвет - это вода. Земля на глобусе обозначена желтой, зеленой и коричневой краской. (Дети рассматривают глобус и находят участки воды и суши)
- Чего больше на нашей планете воды или суши? (Воды)
- Верно. На нашей планете намного больше воды, чем суши.
- А как вы думаете, почему на нашей планете воды больше? (Ответы детей)
- Правильно, потому что вода необходима для жизни всему живому.
- Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь я хочу поиграть с вами в игру.
Дидактическая игра "Для чего нужна вода?"
- Сейчас каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду (чистим зубы, умываемся, купаемся, моем посуду, моем продукты (овощи, фрукты, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем игрушки, стираем, делаем влажную уборку).
- Молодцы. Можем мы обойтись без воды? (Нет)
Целеполагание
- Ребята, вода имеет свойства. Хотите узнать, какие? (Да)
- Чтобы нам их узнать, нужно провести опыт.
- Ребята, а кто проводит опыты и эксперименты? (Ученые)
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей)
- Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое-то открытие!
- Предлагаю вам сегодня немного побыть учеными и узнать для себя что-то новое, а узнавать мы будем, какие же свойства имеет вода. Готовы?
- Чтобы наши опыты получились успешными, надо соблюдать правила поведения.
Правила техники безопасности при проведении опытов с водой
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Не пей воду, она не предназначена для питья.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
- Итак, давайте с вами наденем фартуки. Хорошо! Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!
Опыт №1. "Вода не имеет цвета, она прозрачная"
(Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане)
- Ребята, посмотрите в стакан с водой. Мы можем сказать, какого цвета вода? (Нет)
- Теперь добавим в воду волшебную капельку. Вода изменила цвет? (Да, стала. цвета)
- Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная и прозрачная.
- Итак, мы с вами узнали первое свойство воды. (Воспитатель достает карточку и вешает на мольберт изображение свойства воды)
- Молодцы! Предлагаю вам немного поиграть, но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки.
Подвижная игра "Капельки и тучка"
Опыт №2. "Вода замерзает. (Лед-это вода)"
- Ребята, перед вами стоят стаканчики. Посмотрите и скажите, что в них? (Лед)
- Верно, у вас в стаканчиках лед. Какой он на ощупь? (Холодный, твердый)
- Возьмите кубик льда в руку. Ребята посмотрите, что стало со льдом? (Он начал таять)
- Что у нас появилось на ладони? (Вода)
- Почему лед стал таять? (Потому что ладонь теплая)
- Верно, ребята, под воздействием тепла лед начинает таять и превращается в свое исходное состояние-воду.
- Значит делаем вывод, что лед - это вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает.
- Ребята, мы узнали с вами второе свойство воды. (Воспитатель достает карточку и вешает на мольберт изображение свойства воды)
Опыт № 3. "Вода не имеет вкуса"
- А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Как вы думаете? (Ответы детей)
-У вас на столах стоят стаканчики с трубочками. Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус? Имеет ли вода вкус? (Нет, безвкусная)
- А теперь попробуем сок. Какой у него вкус? (Апельсиновый, сладкий)
- Правильно, значит мы можем сделать вывод, что у нас вода не имеет вкуса. А сок имеет вкус. (Воспитатель достает карточку и вешает на мольберт изображение свойства воды)
- Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Подвижная игра "Солнышко и дождик"
- Ребята, у меня есть карточки с картинками, (лед, снежинка, вода). Если я покажу карточку - льдинки, вы застываете как льдинка, когда я покажу карточку снежинки - вы летаете, как снежинки, у меня в руках картинка с водой- вы течете как водичка.
Опыт № 4. "Вода не имеет запаха"
- Ребята скажите, как вы думаете чистая, прозрачная вода чем-нибудь пахнет? (Ответы детей)
- Давайте понюхаем воду и узнаем пахнет вода или нет. (Вода не имеет запаха)
- Правильно вода ничем не пахнет.
- А теперь возьмите с блюдечек кусочки лимона и положить их в чистую воду. Затем понюхайте эту воду. Есть запах? (Да)
- Чем пахнет? (Лимоном)
- А почему вода с лимоном пахнет? (Потому что у лимона есть запах)
- Значит мы можем сделать вывод, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того вещества, которое в нее добавили. (Воспитатель достает карточку и вешает на мольберт изображение свойства воды)
- Ребята, какие вы молодцы. Давайте посмотрим на мольберт и посчитаем, сколько свойств воды мы с вами сегодня изучили? (4)
- Ребята, давайте вспомним какие это свойства?
Вода не имеет цвета-она прозрачная;
Вода замерзает;
Вода не имеет вкуса;
Вода не имеет запаха.
- Молодцы! Я горжусь вами! У вас очень хорошо получается проводить опыты! Вам понравилось быть учеными? Вы узнали сегодня для себя что-то новое? (Ответы детей)
- Думаю мы с вами еще не раз будем проводить разные опыты. Спасибо вам ребята. Наше занятие окончено. Давайте наведем порядок на рабочем месте.