Ольга Глазунова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «С чего начинается Родина?» в подготовительно группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «С чего начинается Родина?»
Цель: расширение знаний детей о Астраханском крае посредством технологии диалогового, игрового обучения.
Программные задачи:
- Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая» Родина посредством презентации, через работу с географической картой; с «чудесами»(природные достопримечательности) Астраханского края; закрепить знания детей о символике Астраханского края, её значении через дидактические игры «Сложи герб», «Выложи флаг»;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать у детей познавательную активность, коммуникативные навыки, рассудительно-доказательную сторону речи, умение работать в паре, инициировать желание детей добывать знания самостоятельно;
- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, уважительное отношение к символике Астраханского края, любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Оборудование: презентация «С чего начинается Родина?», географическая карта Российской Федерации, дидактические игры «Сложи герб», «Выложи флаг», фотография герба Астраханского края, флаг Астраханского края, 7 пластиковых конвертов, 3 фотографии «чудес» Астраханского края, картинки для дидактической игры «Хорошо-плохо».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие, сейчас мы посмотрим фотографии и вы сразу догадаетесь о чём мы будем сегодня говорить. (дети смотрят мультимедийную презентацию фотографий города Знаменск, города Астрахань, Астраханского края, столицы России города Москвы под фонограмму песни «гимн Астрахани» (музыка
и слова Вячеслава Суетина.)
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня отправимся? (в г. Знаменск, г. Астрахань,, в Москву)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая связь между этими тремя городами?
Воспитатель: для того, чтобы это выяснить, я предлагаю отправиться в путешествие, хотите со мной?
Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться к нему, что мы возьмём с собой? (дети перечисляют вещи, которые могут пригодиться им в путешествии, среди них есть карта)
Воспитатель: где можно взять карту? ( ответы детей: купить в магазине, посмотреть в интернете, есть в группе и т. д.)
Воспитатель: отправляемся за картой, первая остановка «Книжный магазин».
Дети подходят к карте России, которая весит на стене. Остановка «Россия»
Воспитатель: Кто нам может показать границы нашей Родины России?
Дети показывают, воспитатель читает стихотворение:
Как велика моя земля!
Как широки просторы:
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна -
В другом - снега и вьюга.
Воспитатель: чем для каждого из вас является Россия? (это наша Родина)
Воспитатель: верно, Россия – это наша большая Родина, мы с вами россияне, как называется столица России? Найдите её на карте и покажите. (дети с помощью воспитателя находят город Москву и показывают).
Воспитатель: Ребята, если Россия – это наша большая Родина, что же для каждого из вас город Знаменск? (это место, где мы родились, это наша Родина, мы здесь живём). Вы ответили верно, я хочу добавить, что место, где родился человек – город, село, деревню – называют малой родиной. Город Знаменск – это ваша малая родина. Предлагаю туда вернуться.
- Ребята, а вы знаете, на территории какого края находится наш город? ( ответы детей: наш город находиться на территории Астраханского края)
-Верно, наша малая родина город Знаменск находится на территории Астраханского края. Предлагаю найти и показать его на карте. (дети находят и показывают).
Родная Астрахань моя!
И не бывает в жизни дня,
Когда бы в мыслях предо мной
Не представал мой край родной.
)
Воспитатель: ребята, кто из вас может объяснить, почему наш край называется Астраханским?
(так как главный город Астрахань)
Воспитатель: верно, главный город Астраханского края – Астрахань. Кто из вас знает, какую знаменательную дату праздновал Астраханский край? (ответы детей, если никто не скажет правильно, то воспитатель говорит сам) :
В прошлом году, летом Астраханской губернии исполнилось 300 лет, это юбилей.
У каждой страны, края есть свои отличительные знаки – государственные символы. Есть они и у Астраханского края.
- Ребята, какие символы нашего края вы знаете? (герб, флаг)
Воспитатель: где мы можем поподробнее узнать и рассмотреть символы Астраханского края? Предлагаю отправиться в краеведческий музей. Это будет наша следующая остановка.
Дети подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки с изображением гербов и предлагает детям их собрать
Дидактическая игра «Собери герб»
Воспитатель: Посмотрите, сколько гербов у нас получилось, какой же из них настоящий? (дети высказывают свои предположения).
Давайте посмотрим фотографию герба Астраханского края и попытаемся объяснить, что обозначают символы, нарисованные на нём.
- Что изображено на гербе Астраханского края? (корона, ятаган)
- Почему именно корону изобразили на гербе Астраханского края? (потому что она символизирует присоединение к России)
- Как вы думаете, почему ятаган изображён на гербе? (он означает готовность русских воевод защищать землю от врагов)
Рассказ воспитателя о гербе Астраханского края, чтобы дополнить ответы детей: голубой цвет поля герба говорит об одной территориально-географической особенности области - её .расположении в нижнем течении реки Волги.
Воспитатель: итак, ребята, что нового вы узнали о гербе Астраханского края?
Воспитатель: а сейчас, предлагаю рассмотреть флаг Астраханского края.
Дети подходят к флагу Астраханского края.
- какие цвета вы видите на флаге?
- Что обозначает каждый символ?
- Как располагаются символы на флаге?
Рассказ воспитателя о флаге Астраханского края, чтобы дополнить ответы детей:
Голубой цвет – символ красоты, мягкости, величия, символизирует и обширные водные ресурсы Астраханского края. Воспитатель приглашает детей присесть на ковёр, чтобы поиграть.
На ковре разложены части флага разных цветов. Детям предлагается выбрать нужные по цвету части и собрать флаг Астраханского края. (под музыку)
Дидактическая игра «Выложи флаг».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хочу у вас спросить, как нужно относиться к государственной символике вашей Родины? (нельзя бросать, махать, мять, подрисовывать и т. д.) Верно, ребята, к символам нашей большой и малой Родины нужно относиться уважительно. Ну что, отправляемся дальше?
Под музыку В. Шаинского «Багульник» дети подходят к столу, на котором разложены 7 больших конвертов.
- Сколько здесь конвертов?
- Кто знает, почему их 7?
- Что может быть в этих конвертах?
- Давайте посмотрим, что же в них. Мне кажется, что это непростые конверты и в них прячутся какие-то чудеса.
Дети распечатывают конверты и находят 3 «чуда» ( три фотографии: лебедь, лотос, озеро Баскунчак).
Воспитатель: ребята, мы живём в необыкновенном крае. В нём есть 7 чудесных природных достопримечательностей, которых больше нет ни в одном уголке мира. Может быть кто-нибудь из вас знает, как они называются? (лотос, лебедь, озеро Баскунчак)
Воспитатель кратко рассказывает о каждой достопримечательности, дети делятся своим опытом.
- Сколько «чудес» Астраханского края мы увидели? (3)
- Сколько всего «чудес» в Астраханском крае? (7) Сколько ещё нужно найти? (4)
- Ребята, к сожалению, я не успела найти эти четыре «чуда» и хочу обратиться к вам за помощью. Вы могли бы дома с родителями найти ещё 4 «чуда»Хабаровского края и на следующем занятии рассказать о них нам. Поможете мне? Хорошо, договорились.
Продолжим наше путешествие, следующая остановка «Хорошо и плохо». Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, всегда ли человек – друг природе? Как вы понимаете пословицу «Тот свой край не любит, кто природу губит» (Рассуждения детей)
Дидактическая игра «Хорошо и плохо»
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары (найти себе дружка)
Дети по очереди (один на двоих) выбирают лист бумаги, на котором изображены картинки «Костёр», «Речка», «Растение», «Грибы» и т. д. Воспитатель предлагает детям найти хорошее и плохое.
Воспитатель: как же, ребята, нужно относиться к природе? (беречь, охранять и т. д.)
Воспитатель: Ребята, что для себя вы узнали нового о Астраханском крае, какими впечатлениями вы бы хотели поделиться с другими людьми?
Воспитатель: вот сколько оказывается вы узнали о Астраханском крае, как же нам донести ваши яркие впечатления до других людей, например до малышей нашего детского сада?
Дети предлагают нарисовать рисунки, слепить поделки, выполнить аппликацию, в которых они отразят свои знания и впечатления о Астраханском крае.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём ваши работы, пойдём в гости к малышам детского сада и порадуем их рассказами о нашем родном и любимом крае.