Оксана Алескерова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Экспериментирование «Вода — источник жизни«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим миром
на тему «Экспериментирование «Вода - источник жизни» для детей подготовительной группы
Цель: Развивать в детях интерес к исследовательской деятельности, экспериментировать, развивать самостоятельную познавательную активность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Экспериментирование „Вода — источник жизни„» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: Обобщать представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.
Развивающие: Развивать у детей инициативность, исследовательскую активность, умение самостоятельно организовать эксперимент и получить результат. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.
Воспитательные: Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Активизация словаря: лаборатория, опыт, эксперимент.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного типа (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, вспомнить свойства и состояние воды).
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, т. е. формирование партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
«Физическое развитие»: накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями); двигательную активность.
«Речевое развитие»: приобщать к музыкальному искусству.
«Художественно-эстетическое развитие»: Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; фартуки и нарукавники; грязная, мутная вода; пустые стаканы; воронки; марля; плотная ткань; песок, активированный уголь,
Содержание организационной деятельности детей:
Часть I. Постановка проблемы занятия
НОД начинается с технологии «Детский совет». Воспитатель с детками сидят на стульчиках в кругу.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Как вы отдохнули на выходных? Что нового у вас произошло?
Дети: ответы детей.
Соня: Оксана Александровна, вчера из крана у нас шла грязная вода, и мы не могли ничего приготовить. А можно из грязной воды сделать чистую?
Воспитатель: Какой замечательный и интересный вопрос ты задала. Ребята, а как вы думаете, можно грязную воду превратить в чистую?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а вы сегодня хотите поговорить о воде и её значении в нашей жизни, и узнать, существуют ли способы как очистить воду?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у Сони, из крана шла грязная вода?
Дети: Сломались приборы, которые очищают воду.
Воспитатель: А откуда появляется вода из крана?
Дети: из рек, моря, водопада, озер, дождя и т. д.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите поиграть в игру «Что шумит?»
Давайте послушаем звуки воды и соотнесем с картинкой.
Дети слушают в записи шум дождя, водопада, шум моря и т. д., берут карточки и выкладывают на магнитной доске по мере прослушивания записи. Затем прослушивают ещё раз и проверяют.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы отлично справились.
Воспитатель: Все чаще мы слышим о загрязнение воды, и что ее надо беречь. Вода – это источник жизни, одно из самых удивительных и загадочных на планете.
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если вода будет только грязной, что произойдет?
Дети: все погибнет. (слайд)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как можно очистить воду?
Дети: Да. Можно через марлю.
Воспитатель: Хорошо. Давайте проверим этот способ и еще другие. Для этого мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Но давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
Воспитатель: Юные лаборанты, надевайте фартуки и занимайте свои рабочие места. Что самое главное? Быть внимательным, чтобы глазки хорошо видели. Потренируемся?
Раз - налево, два - направо,
Три – наверх, четыре –вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Часть II. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, перед нами четыре предмета: марля, плотная ткань, песок, активированный уголь. Как вы думаете, можно ли с помощью данных предметов очистить воду?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Давайте разделиться на четыре группы. Первая группа будет фильтровать воду через марлю, вторая группа через плотную ткань, третья группа через песок, а четвертая при помощи активированного угля. Приступаем к нашему исследованию. Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку положите фильтр. А теперь мы воду профильтруем, тонкой струйкой переливаем. Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вы очистили грязную воду при помощи различных материалов. Что мы наблюдаем?
Дети: Самая чистая вода получилось у третьей и четвертой группах, у первой группы вода осталась мутной, а у второй группы немного чище, чем у первой группы.
Воспитатель: Посмотрите на фильтр первой группы, что вы видите?
Дети: Марля стала грязной, на ней остались большие кусочки грязи. А вода осталась мутной.
Воспитатель: Как вы думаете, это хороший способ очистки воды?
Дети: Нет, марля сеточный материал, пропускает мелкий мусор и грязь.
Воспитатель: Что вы можете сказать о втором фильтре?
Дети: Ткань стала такой же грязной, на ней остались и маленькие песчинки, и соринки. Но вода еще мутная.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Ткань тоже пропускает мелкие частицы грязи. Это не лучший способ очистки воды.
Воспитатель: А что вы наблюдаете, очистив воду третьим способом?
Дети: Фильтр из песка собрал всю грязь в себя. Вода стала чистой.
Воспитатель: Что вы видите, очистив воду четвертым способом.
Дети: Фильтр из активированного угля тоже собрал всю грязь в себя. Вода стала чистой.
Воспитатель: Активированный уголь не только очищает воду, но и нейтрализует вредные вещества и яды.
Воспитатель: Ребята, в будущем при необходимости какой способ очистки воды вы будете использовать?
Дети: Четвертый способ. Фильтр из активированного угля лучше очищает воду.
Воспитатель: А теперь, ребята, как вы думаете почему у Сони шла грязная вода?
Дети: сломался фильтр.
Воспитатель: Правильно. Вот так примерно и происходит очистка воды в очистительных сооружениях, откуда мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду. Посмотрите ребята на экран. Какие большие фильтры стоят на заводе, где происходит очистка воды и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.
Воспитатель: Вода - бесценный дар природы, ни одно живое существо не может существовать без воды; мы должны охранять, беречь природу и всегда всем должны показывать пример; не оставлять мусор на берегу водоема; не бросать мусор в воду.
Воспитатель: Ребята, всем нужна вода, ее нужно беречь. А чтобы ее хватило на всех и взрослые, и дети должны знать правила (слайд): закрывать кран с водой, не пускать воду сильной струей, не тратить воду зря, набирать столько воды, сколько необходимо, не засорять природные водоемы.
Часть III. Рефлексия:
Дети проходят на стульчики. Завершается НОД также технологией «Детский совет»
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали о воде?
Дети: Вода очень важный источник жизни. Без нее все погибнет.
Воспитатель: Ребята, для чего нужно очищать воду?
Дети: Чтобы вода была чистой, без бактерий, чтобы не заболеть.
Воспитатель: Получилась очистить воду?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, где, как вам кажется, вы можете применить полученные знания?
Дети: В походе, если вдруг у нас закончится вода, мы сможем ее очистить.
Воспитатель: А сейчас еще маленький эксперимент: перед вами две капельки. вы будете поднимать карточку-капельку с символом (грустная капелька - что-то не получалось, было трудно, веселая капелька - справились со всеми заданиями). Положите перед собой карточки. А теперь немного подумайте и поднимите какую-то одну из двух карточек. А теперь, ребята, кто справился со всеми заданиями, поднимите веселую капельку, а кому было трудно, что-то не понятно – поднимите грустную капельку, а я узнаю, какое у вас настроение от проделанной работы.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все сегодня активно работали. Я надеюсь, что в будущем вы станете достойными людьми, умеющими ценить, любить, оберегать природу. А сейчас нам пора прощаться.
"До свидания!"