Ирина Балабас
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция:
[/b] «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Тема:
[/b] Подготовка к составлению описательно-повествовательного рассказа по теме: «Ранняя весна», с использованием опорного плана-схемы.
Цель:
[/b] Формировать умение составлять предложения по опорным картинкам-схемам и распространять их словами-признаками.
Задачи:
[/b]
Коррекционно-образовательные:
[/i]
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
•Продолжать учить детей составлять предложения по опорным картинкам-схемам и распространять их словами-признаками.
•Закреплять умение понимать смысл опорных карточек.
Коррекционно-развивающие
:[/i]
•Расширять словарный запас детей через практическое употребление прилагательных.
•Совершенствовать грамматический строй речи через правильное употребление в самостоятельной речи простого распространенного предложения с однородными определениями.
Коррекционно-воспитательные:
[/i]
•Воспитывать любовь к весенней природе.
Словарная работа:
[/b] проталины, капель, заморозки.
Оборудование:
[/b] кукла - весна, полоска - заголовок, опорная план-схема, шапочка весны.
Предварительная работа:
[/b] На прогулке наблюдение за приметами ранней весны. Художественное творчество: аппликация, рисование на тему "Ранняя весна".
Ход:
[/b]
1. Организационный момент.
[/u][/i]
•Игра «Раз, два, три – кто внимательный, повтори».
Детям предлагается повторить цепочку из слов:
грязный, рыхлый, сырой;
тёплое, яркое, лучистое;
маленькая, молодая, зелёная;
голубое, чистое, высокое;
звонкий, быстрый, звенящий и т. д.
2. Подготовительная работа.
[/u][/i]
•Послушайте стихотворение.
Солнце землю пригревает,
За окном звенит капель,
Оседает снег и тает,
Весело журчит ручей.
На проталине у дома
Появляется трава.
Это время вам знакомо?
На дворе уже (весна)
•Вносится кукла-весна.
•Беседа:
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Хочу познакомиться поближе.
По каким словам в стихотворении вы догадались, что это весна?
Уточните, о какой весне это стихотворение?
На дворе ранняя весна, первый его месяц. назовите его.
Весна – чудесное время года, когда оживает вся природа.
Сегодня мы вспомним признаки ранней весны и составим красивые предложения, используя план-схему.
3. Основной этап.
[/u][/i]
•Беседа о ранней весне (при ответах на вопросы на наборном полотне выставляются карточки опорного плана-схемы):
Нужно ответить на вопросы предложением, употребляя два красивых слова-признака. Чтобы вы, дети, не забыли о красивых словах-признаках, около каждой карточки я поставлю две полоски с волнистыми линиями.
Какое небо ранней весной?
Ранней весной солнце…. Продолжите.
Расскажите про снег. Какой он? Что с ним происходит?
Что появляется на дрогах и тротуарах?
Знаете ли вы почему появляются ручьи и лужи?
Какие ручьи ранней весной?
Что они делают?
Ранней весной появляются проталины. Объясните, что такое проталины.
Догадайтесь на высоких или на низких местах снег тает раньше и быстрее?
Правильно, потому что высокие места лучше прогреваются солнцем.
Что пробивается на проталинах?
О следующей примете весны для вас загадку:
Что за капельки такие
С крыши капают, звенят?
Маленькие, озорные…
-Динь, динь, динь!
И кап, кап, кап!
Почему это явление природы называют капелью?
Выполним упражнение для рук «Капель».
Руки вытяните вперёд. Натяните пальцы. Каждым пальцем поочерёдно касаемся большого пальца, произносим слова: «Кап, кап, кап, кап». Выполним упражнение 3 раза.
Продолжим рассказывать о приметах ранней весны.
Иногда ранней весной бывают заморозки.
Капель не звенит, ручьи не журчат, даже снег не тает. Почему?
По-другому можно сказать морозно. Сосульки, ручьи и снег замерзают. Такое явление называется «заморозки».
Но весной заморозки не очень долгие. И природа продолжает просыпаться.
Предлагаю поиграть в хороводную игру «Вёснушка – весна».
Один ребёнок стоит в кругу в шапочке весны. Дети идут по кругу и говорят слова хором.
Вёснушка – весна, что в подарок принесла?
Принесла я для лугов – одеяло из цветов. (Широкий жест руками перед собой).
Принесла для ёлки – новые иголки. (Руки вниз, пальцы показывают иголки).
Для осин и для берёз – свежих листьев целый воз. (Руки вверх, взмахи из стороны в сторону над головой).
Посмотрите на следующую картинку. Что вы заметили на деревьях?
Что появится из почек?
Эта картинка вам подскажет, что ещё происходит ранней весной.
Первыми с юга прилетают грачи. В народе говорят: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли».
Мы составили красивые предложения о ранней весне и у нас получился рассказ, который так и назовём «Ранняя весна». (Выставляется полоска – заголовок).
4. Закрепление материала.
[/u][/i]
•Послушайте рассказ, который у нас получился. Рассказ называется «Ранняя весна».
•Ранней весной небо голубое, чистое. Яркое, лучистое солнце сильно пригревает. Грязный, серый снег быстро тает. Холодные, звонкие ручьи быстро бегут и журчат. На высоких местах появляются проталины. На них пробивается молодая, зелёная травка. С крыши капает звонкая, весёлая капель. Иногда ранней весной бывают заморозки, но они непродолжительные. На деревьях набухают почки. Из них скоро распустятся зелёные, клейкие листочки. С юга возвращаются перелётные птицы. Первыми прилетают грачи. Мне очень нравится ранняя весна.
•А вам?
•Рассказывать о ранней вене мы продолжим на следующем занятии и порадуем нашу гостью Вёснушку.
5. Подведение итогов занятия.
[/u][/i]
Сегодня мы вспомнили признаки ранней весны и составили красивые предложения, используя план-схему.
[i]
6. Оценка деятельности детей.
[/u][/i]
Опорный план – схема.