Оксана Глазкова
Конспект занятия по экологии в средней группе «Рыбка зовет на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Рыбка зовет на помощь».
Цель: Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
Задачи:
1. Учить детей оценивать поступки окружающих в созданной обстановке.
2. Развивать у детей кругозор, познавательный интерес, внимание, сопереживание, ответственность.
3. Продолжать учить любить и охранять все живое на земле, дарить другим добро и радость своими делами и поступками.
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Рыбка зовет на помощь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
4. Обогащать и развивать словарный запас детей.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений о природе; наблюдения; экологические игры : «Что было бы, если из леса исчезли.», «Что мы знаем о воде?», «Следопыты», «Живая и неживая природа»; решали познавательные и проблемные вопросы о растениях, проведение экспериментов с воздухом, водой; рассматривание иллюстраций о лесе.
Словарь:
Выхлопные газы, электричество, отопление, яд.
Оборудование:
Иллюстрации: деревянная избушка; каменный дом; завод с дымящими трубами; лес с птицами и чистой рекой; лес загрязненный с дорогами и грязной рекой;
2 рыбки – одна золотая, а другая простая; старичок – лесовичок;
волшебная палочка; макеты деревьев, машина; фонограмма - «Пение птиц».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети стоят в круге и произносят слова приветствия:
«Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуйте мои друзья,
Очень рад вас видеть я!»
2. Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку — новую сказку «О Золотой' рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достает куклу.) Давайте с ним познакомимся. ( Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка:
«Здравствуй! Как тебя зовут?»)
А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.
«Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил.»
Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)
«Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка : «Ты — Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.)
«Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит. (Воспитатель укрепляет на флаиелеграфе картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились».
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.) «Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?»
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте.
Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить : «Сделай так, — приказывает, — чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними — других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе новую картинку — с изображением завода.)
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание».
Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.)
А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
— Что же я наделал? — думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся».
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу.
Теперь она ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)
Что ж, давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Проводится подвижная игра «Волшебные ворота», помогающая детям войти в образ волшебников.
Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.
Воспитатель с детьми переходят в другое помещение.
На столах приготовлено все необходимое для опытов с водой.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.
Дети читают стихотворение Н Рыжовой «Волшебная вода».
Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Второй ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Третий ребенок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Шестой ребенок:
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Седьмой ребенок:
Путешествует всегда Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.
Дети - занимают рабочие места, самостоятельно проводят и обьясняют опыты, устанавливают свойства воды:
Вода течет.
Вода разливается.
Вода не имеет формы.
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода прозрачная.
Вода не имеет цвета.
В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите ее!
Охраняйте! В добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут в экологическую комнату.) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?
Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди игрушечных деревьев.)
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней. Кажется, кроме нас, здесь еще кто-то отдыхает?
Дети: Это туристы!
Воспитатель: Что же они делают?
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Полянка».
Первый ребенок:
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Второй ребенок:
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Воспитатель: Разве можно так себя вести? Какие правила поведения в лесу и у речки вы знаете? (Ответы детей.)
Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает?
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!
Дети:
Милые птички, услышьте нас, отзовитесь!
Услышьте нас, насекомые: бабочки и жуки!
Мы пришли, чтобы спасти вас!
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
В березовой ветке.
Улитка, улитка,
Высунь рожки,
Дадим тебе лепешки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Вы — настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.
Релаксационная пауза.
Лес без песни не бывает,
Всюду птицы распевают!
Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо. Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса: Рыбка нас заждалась. Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами!
Дети снова проходят через ворота.
Воспитатель (показывает детям новые картинки на фланелеграфе) : Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке.
В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу. А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы с вами нарисуем экологические плакаты и развесим их в детском саду.