Татьяна Валерьевна Бражникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Якутский Чорон»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Якутский Чорон»
Образовательная область: «Социализация»
Цель: Расширение знаний детей о культуре и обычаях якутского народа
Задачи:
Познакомить детей с древним декоративно-прикладным видом искусства – чороном. Воспитывать любовь к родному краю
Образовательная область: «Художественное творчество» :
Цель: Научить детей самостоятельно составлять узор по мотивам якутской росписи по дереву.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы „Якутский Чорон“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Задача: Учить рисовать последовательно, аккуратно нанося узор кончиком кисти.
Предварительная работа:
1. Самообразование: изучение литературы по расширению у детей знаний о культуре и обычаях якутского народа.
2. Подготовка дидактического материала для проведения занятия.
Дидактическое обеспечение:
Наглядный материал:
1) куклы девочки и мальчика в якутских национальных костюмах;
2) кубки чоронов разных видов;
3) образцы якутских орнаментов;
4) шапочка волка;
5) аудиозапись якутских мелодий.
Раздаточный материал:
1) силуэты чоронов;
2) краски;
3) тонкая кисть.
Форма работы с детьми:
Групповое занятие.
Методы и приё мы:
Наглядные, словесные.
Виды детской деятельности:
познавательная, двигательная, коммуникативная.
Ход:
I. Вступительное слово воспитателя:
- Как называется наша большая Родина? (Россия)
- Как называется наша малая Родина, край, в котором мы живём? (Республика Саха Якутия)
Якутия моя родная – просторы поющие, леса изобильные,
Реки полноводные, долины золотые!
Воспитатель: Как гимн якутской природе звучат эти поэтические строки. Но, прежде всего, славится Якутия делами людей, которые живут на её необъятных просторах: якуты, русские, эвены, чукчи, ненцы и другие народы Севера.
Воспитатель показывает детям куклы мальчика и девочки, одетые в якутские национальные костюмы:
-Дети, посмотрите и скажите, представителей какой национальности вы видите в этих куклах? (якуты)
- Как вы догадались, что это якуты? (по национальным костюмам)
Воспитатель: Каждый народ носитель своей культуры. Сегодня мы отправимся на экскурсию в историю якутского народа и узнаем много нового об одном из классических видов древних якутских сосудов «Чороне».
Воспитатель демонстрирует разные виды чоронов :
Чорон – любимый и обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, особенно он необходим в обрядовых церемониях и на празднике. В чорон наливают кумыс. Кумыс – это напиток из кобыльего молока. Его подносят молодым на свадьбе, встречают гостей. Чорон у якутов является символом изобилия, богатства. Чороны – это деревянные чаши или кубки, их форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица в Якутии служит символом красоты и грации. Орнаменты на чоронах вырезали острыми ножиками. При рождении каждому ребёнку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов :
1) Мужские – на трёх фигурных ножках, окончания которых
выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии. Считается, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.
2) Женские – это кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А
коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство.
Воспитатель демонстрирует якутские орнаменты :
Чорон – это произведение искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. И названия у них разные:
1) серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями;
2) цепочные, похожие на цепочку;
3) ромбовидные и треугольные как геометрические фигуры – ромб и треугольник;
4) арочные, как дуга;
5) сетевидные, как переплетенные нити;
6) силуэтные, изображающие силуэты предметов или животных.
Орнаменты на чоронах выполняются ярусами или поясами. Сколько их? Обычно бывает:
1) три – это число мира;
2) семь – это счастливое число у якутов;
3) девять – это священное число для якутов.
Чем боль поясов или ярусов, тем больше почёта для человека.
II. Игра «Олени и волк»
III. Вырезать по дереву мы ещё не умеем, но мы можем выполнить
орнаменты кубков чоронов, которые находятся перед вами. Но сначала скажите, какой знакомый предмет напоминает вам форма чорона? (ваза)
Подумайте и решите, какими видами орнаментов будете украшать чорон, и сколько у вас будет поясов или ярусов. Орнаменты следует рисовать именно кончиком тонкой кисточки, чтобы они получились аккуратными и красивыми. Начинать рисовать пояса узоров нужно сверху чорона. Чтобы работа спорилась, будем выполнять её под чудную якутскую мелодию.
IV. Подведение итогов: рассматривание чоронов детей.
- С каким декоративно-прикладным якутским искусством вы сегодня
познакомились? (с изготовлением чоронов)
- Что такое чорон? (Чороны – это деревянные чаши или кубки)
- Что наливают в чорон? (кумыс)
- Что такое кумыс? (напиток из кобыльего молока)
- Что вы узнали об истории чорона? (Чорон обязательный предмет в
жизни каждого, даже современного якута, он необходим в обрядовых церемониях и на празднике).