Елена Петрова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День Космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Петрова Елена Владимировна
Цель: расширить знания детей о космосе, дать представление о жизни в космосе; развивать внимание, мышление, память,
Задачи:
- познакомить с созвездием «Большая Медведица»;научить детей определять стороны света по созвездию «Большая Медведица»
- воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
- прививать любовь к стране, к космосу.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „День Космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
- расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных;
Оборудование: фотографии Ю. Гагарина и В. Терешковой, корабль «Восток»; картина «Солнечная система», «Звездное небо»; указка. ; портреты Королева С. П. и Циолковского К. Э.
Словарная работа:звезда, планета, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.
Воспитатель:
Ребята, есть одна профессия, о которой мы сейчас с вами поговорим. Послушайте загадку и я, надеюсь, вы догадаетесь, о ком она.
Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто скажите, это? (космонавт)
Правильно, космонавт!
Воспитатель. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. Кто знает, почему именно 12 апреля? (ответы детей)
Правильно, в этот день 1961 года был совершен первый в истории человечества полет вокруг Земли на космическом корабле с человеком на борту. Им был Ю. А. Гагарин. (Фото Ю. Гагарина.)
Этот полет длился 108 минут. А кто может назвать космический корабль, на котором он совершил первый полет?
(ВОСТОК 1)
Кто же придумал ракету — это чудо техники?
Им был человек, ученый с очень трудной фамилией — Циолковский Константин Эдуардович.
Много лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктораСергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора, изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно (показываю картинку первого спутника).
Благодаря изучению космического пространства стало ясно, что:
Земля — планета, имеет форму шара.
Луна — спутник Земли.
Солнце — звезда, раскаленный газовый шар.
Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей воображаемой оси.
Как мы уже сказали, первым человеком, проложившим дорогу в космос, был Ю. А. Гагарин. А вот первой женщиной — космонавтом была ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА ТЕРЕШКОВА (фотографии В. Терешковой)
16 июня 1963 года - в космос отправилась первая женщина - Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.
Имена Юрия Гагарина и Валентины Терешковой навсегда вошли в историю страны, ведь они бы первыми!
А теперь давайте немного отдохнем…
Физ. минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
А сейчас я загадаю загадки, и вы поймете, о чем пойдет речь дальше
…. Синий поднос
И высок и просторен,
Не счесть на подносе
Рассыпанных зерен.
(Небо и звезды)
….Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Звезды)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего.
(Звезды)
Раскинут ковер, рассыпался горох,
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)
(Если не ответят подвести к тому, что это звезды на небе).
- Правильно, это звездное небо. А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
- Ребята, посмотрите на картину «Солнечной системы», в центре нашей галактики расположена самая большая звезда – …Солнце (показываю указкой).
А еще на небе очень много созвездий…. угадайте загадку….
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Это созвездие называют также Большим Ковшом. Оно похоже на ковш с длинной ручкой. Послушайте стихотворение.
Медведь или ковш?
Мерцает и светится Большая Медведица.
Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью созвездия Большой Медведицы можно найти ярко-голубую Полярную звезду. Для путников эта путеводная звезда всегда служила ориентиром. Если встать к ней лицом, впереди вас будет север, за спиной — юг, по правую руку — восток, а по левую — запад.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе? (Ответы детей)
- У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция (дети повторяют хором). Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.
В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов, и это могут быть космонавты из разных стран.
- Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр
- В орбитальной станции - невесомость (повторить с детьми). Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.
Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристегнутые ремнями. А если их не пристегивать, то из-за состояния невесомости они будут летать.
«Космическая еда»
- А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки? (Ответы детей)
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот. -Какие блюда могут быть в этих тюбиках. (Ответы детей)
«Возвращение на землю»
Космонавты могут находиться в космосе очень долго, от нескольких месяцев, до года. Возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте. На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье.
В космонавты берут только очень здоровых людей.
- Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавтов. Давайте проверим, насколько вы были внимательны и что запомнили.
- Кто был первым космонавтом, на чем он отправился в космос?
-Как звали первую женщину-космонавта, и как называлась ее ракета?
-Кто построил первую ракету?
- Как называется дом космонавтов?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- Как едят космонавты? Как спят космонавты?
Молодцы!