Лариса Конкина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: "Русские посиделки".
Цель занятия: ознакомление детей с русскими традициями и культурой.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с посиделками, как явлением старорусского быта;
2. Закрепить представление о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси;
3. Продолжать формировать у детей интерес к устному народному творчеству;
4. Учить применять произведения народного фольклора на практике: отгадывать загадки, читать потешки, пословицы и поговорки, играть в народные игры.
Коррекционно - развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ТНР „Русские посиделки“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
1. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
2. Осуществлять контроль над правильным произношением звуков, звукослоговой структурой и грамотным оформлением речи;
3. Способствовать развитию внимания, памяти;
4. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к труду, эмоциональную отзывчивость, желание принимать посильное участие в труде;
2. прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Методы и приемы:
1. Создание интереса.
2. Художественное слово (загадки, пословицы, потешки)
3. Игровые упражнения, игры - инсценировки
4. Вопросы
5. Напоминание
6. Поощрение
7. Использование музыки.
Используемый материал:
мини - музей детского сада стилизованный под "русскую избу" с необходимыми для занятия предметами: скамейка, печь, прялка, зыбка с куклой, игрушка - котенок, клубочки.
Словесный материал:
Загадки; пословицы и поговорки о труде:
1)Хочешь есть калачи - не лежи на печи;
2)Сделал дело - гуляй смело;
3)Умелые руки не знают скуки;
4)Скучен день до вечера, если делать нечего;
5)Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
6)От скуки бери дело в руки;
7)За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь;
8)Любишь кататься - люби и саночки возить;
9)Делу - время, потехи - час.
Стихи - потешки:
1. Водичка, водичка, умой Кате личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
2. Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, кисонька, до пят,
все волосоньки в ряд,
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
3. Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет, наденем галошки: этот с правой ложки, этот с левой ножки.
4. Ай, люли, люленьки, прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стала дочка засыпать.
5. Уж, ты, котенька, коток
Котик серенький лобок,
Приди, котя ночевать
Нашу детку покачать,
А уж я тебе коту,
За работу заплачу
Дам горшок молока,
Дам кусок пирога.
6. Котишко - котишко,
Серый лобишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
7. Уж, ты серенький коток,
Не ходи в погребок
По сметану по творог
У нас скоро будет зять,
А сметану негде взять!
8. Ты, моя коровушка,
Ты, моя красавица,
Исходила полюшко,
Ох, пришлось помаяться!
А какое маслице!
Желтое, как солнышко,
Как цветы душистое
Сразу получается.
Брызни, струйка тоненько
В донышко подойника
Лейся, как из родника,
Ручеек молока.
Словарная работа:
Закреплять в активном словаре понятия: «потешки», «пословицы», «поговорки», «посиделки».
Индивидуальная работа с детьми:
- Поощрять даже незначительные успехи таких детей, как Абдулкаримова А. и Лозовой С.
-Следить за произношением звуков -с -, -з – в речи Ермакова С., Якубовой А., Страховой В. ; звуков - р -, - рь – в речи Зоткиной Н., Медведева С.
Предварительная работа:
1. Составление плана работы на год по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
2. Проведение цикла занятий, бесед по ознакомлению детей с загадками, пословицами и поговорками.
3. Экскурсия с детьми в музей детского сада «Русская изба».
4. Рассматривание иллюстраций с изображением жилища в старину, предметов мебели, утвари, изделий народных умельцев.
5. Подготовка и проведение «вечера загадок».
6. Развлечение «В гостях у бабушки в деревне».
7. Заучивание стихов - потешек, пословиц и поговорок.
8. Использование на физкультурных занятиях, прогулках народных игр.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Дети стоят полукругом перед входом в музей)
Восп-ль: - Ребята, давным-давно на Руси в каждой деревне любила молодежь вечером собраться, посидеть, чтобы на других посмотреть и себя показать. Назывались такие вечера посиделками. Проходили они в доме с просторной горницей. И сегодня я приглашаю вас в свою горницу, в нашу русскую избу, на посиделки.
-Зачем мы идем в русскую избу? (ответы детей)
-Проходите, красные девицы, проходите, добрые молодцы, усаживайтесь поудобнее.
(Дети проходят в избу, рассаживаются)
Основная часть:
- Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней, но даже на посиделки, девушки брали с собой какую- нибудь ручную работу.
- Как вы думаете, какую работу?
(Ответы детей: шили, вязали, вышивали)
-Правильно, а чтобы работа эта не казалась скучной, шутили, разговаривали, в игры играли, да загадки загадывали. А мы на наших посиделках попробуем бусы собрать – девочки на одну ниточку, а мальчики на другую. Посмотрим, у кого лучше получится, а бусинки вы будете получать за потешки, пословицы, загадки. Вы любите загадки? Умеете их загадывать? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, кто из вас больше загадок знает, да быстрее их отгадает мальчики или девочки.
Загадки. (Дети загадывают друг другу загадки и отгадывают их)
-Молодцы, дети и загадывать и отгадывать загадки вы умеете. И мальчикам и девочкам наденем на нитку по 3 бусинки.
- Мы с вами уже знаем, что загадки, это устное народное творчество, а что еще относится к устному народному творчеству?
(предполагаемые ответы детей: сказки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, небылицы)
- Молодцы, получайте еще по одной бусинке.
- В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали, тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадет. Эта мысль отразилась во многих пословицах и поговорках. Давайте вспомним их вместе.
Пословицы и поговорки о труде.
-Молодцы, девочки, молодцы, мальчики, много поговорок о труде вспомнили, получайте еще по 3 бусинки.
-В крестьянской семье девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков отец. На первых порах, дети выполняли несложную работу. И наши девочки уже умеют много из того, что пригодится им в жизни.
Инсценировка потешек. (Девочки инсценируют потешки)
-Молодцы, девочки. Это про вас, видно говорят: «Есть у нас девицы, на все руки мастерицы». Получайте по бусинке за каждую потешку на свою ниточку.
-А вы, мальчики, умеете выполнять какую- нибудь работу? Расскажите нам об этом.
(Мальчики рассказывают)
-А вот мы сейчас посмотрим, кто из наших мальчиков сильный, да ловкий. А проверить и испытать силу можно в игре.
Игра «Петушиный бой»
(мальчики играют в игру «петушиный бой», девочки «болеют» за них)
-Молодцы, мальчики, настоящие мужчины из вас вырастут. За каждого получайте по бусинке.
-А у меня по дому тоже много разных дел. Как думаете, каких?
(ответы детей: обед сварить, пол подмести, белье постирать, погладить)
- Правильно, а еще шерсть напрясть (показывает прялку, чтобы носки да варежки вязать. Вот сколько напряла (показ клубочков) ой, дети, помогите мне клубочки смотать, наверно котишка ими поиграл, нитки размотал.
Игра - аттракцион «Кто скорее смотает клубочки»
Воспитатель надевает бусинку на нитку за каждую победу.
-Спасибо вам, дети, помогли клубочки смотать. А ведь у меня и в хлеву и в сарае много дел. Как вы думаете, какие домашние животные там живут? (дети перечисляют)
-А кто знает стихи о домашних животных?
Стихотворение «Коровушка» (рассказывает ребенок)
Воспитатель хвалит ребенка, надевает на нитку бусинку.
-А в доме у меня, беда, мыши завелись, а кот Васька лежит себе на печи, да спинку греет. Помогите мне мышей прогнать, да кота разбудить.
Игра «Мышеловка»
(Дети выполняют правила игры «Мышеловка». Выполняют движения в соответствии с текстом)
Кот «просыпается», снимают его с печи.
Воспитатель читает потешку про кота, спрашивает детей, кто хочет котику стихи - потешки прочитать?
Стихи - потешки про кота. (Дети берут в руки кота, читают про него потешки)
Воспитатель надевает бусинки за каждую потешку.
Заключительная часть:
-Много разных обычаев и традиций мы с вами сегодня вспомнили: постепенно приучать детей к труду, разумно чередовать работу и отдых, с пользой и весело проводить свободное время. А посмотрите, какие бусы у нас получились. Я предлагаю подарить их в наш музей. Сюда придут другие дети и увидят ваши бусы. Согласны?
-А сейчас, согласно русским традициям, я хочу вас угостить вкусными пряниками.
-В старину такие пряники называли «разгуляй», так хозяева деликатно намекали гостям, что пора и по домам. Вот и вам пора «по домам». Понравилось вам у меня в гостях? Придете еще? Приходите!