Оксана Бухтиарова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что у нас под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с почвой её особенностями, значением в жизни растений. С некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества; формирование осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы.
Материал и оборудование: Плакат «Подземное царство», земля – почва, листочки белой бумаги, лупа на каждого ребёнка, картина осени, плакаты «Береги живое»; гриб, растущий на дереве.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим „Что у нас под ногами“» размещена в разделах
Ход занятия.
Воспитатель: Вчера наш друг Лаппик был в гостях и принес нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Эту землю ему передал Подземный царь. Он сказал, что это волшебная земля-почва - помогает растениям расти. Давайте отнесём к нашим комнатным растениям, чтобы они лучше росли. Подземный царь передал нам плакат с изображением его царства. Давайте посмотрим на плакат. Почему эта земля волшебная? (Предположения детей). Потому-то это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, пауки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Сегодня я вам расскажу о нем. В Подземном царстве очень много живых почвенных животных (некоторые настолько малы, что их можно рассмотреть с помощью микроскопа).Правит этим царством Подземный царь (показ царя). Подземный царь очень любит своих подданных. Вот только многие люди ходят по крыше его царства- почве – даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё возмущаются: то им пыльно, то им грязно! А он очень Землю-матушку любит. Давным-давно люди относились к Земле-матушке с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня и просили у Земли –кормилице прощения за то,
«Что рвала я твою грудушку
Сохою острою, разврывчатой
Что не катом укатывала,
Не гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой тяжёлою
Со железными зубьями ржавыми.»
Мы тоже должны помнить, что в лесу
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Затем воспитатель раздаёт комочки земли, и листы белой бумаги. Предлагает детям раскрошить её и найти в ней корешки растений, камешки, насекомых или кору. Дети рассказывают о своих находках (воспитатель обобщает, что в действительности нашли).
Что понравилось больше всего? Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид Подземного царя. Как вы думаете: «Почему он такой тёмный?» (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята под землёй мыться не надо, но посмотрите на свои руки – какого они цвета? (Коричневые, черные). Возьмите теперь комочек земли и нарисуйте им что-нибудь. (Дети рисуют)
Какого цвета у вас получился рисунок? В Подземном царстве немного красок – черные, коричневые, серые, но они по-своему красивы. Посмотрите на почву,изображенную на плакате. Она похожа на слоеный пирог. Вот самая темная полоса, в ней больше «еды» для растений. Здесь много жучков, всяких корешков, личинок. Чем глубже мы будем спускаться в Подземное царство, тем меньше будет «еды» для растений, меньше корешков и почвенных жителей. (Рассматривают плакат).
Ребята у Подземного царя есть свита - это маленькие гномы, которые ему помогают. Сейчас я вас превращу в гномов. Для этого встанем в круг и возьмемся за руки, закрываем глаза.
Крибле – крабле –бумс, превращаю вас в гномов. Ну-ка гномы не зевать, а за мной повторять.
Утром гномы в лес пошли (Энергичный шаг на месте)
По дороге гриб нашли (Наклоны вперёд, выпрямиться
Руки на пояс)
А за ним-то раз, два. три! (Наклоны туловища из стороны в строну)
Показались ещё три! (Руки в стороны, затем вниз)
И пока грибы срывали, (Наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали (Горестно покачать головой из стороны
В сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (Присесть)
Вот такие весёлые гномы. Крибле –крабле -бумс превращаю вас в детей. А теперь давайте подойдём к нашим комнатным растениям и рассмотрим землю-почву. Потрогайте и определите, какая она: теплая или холодная, сухая лил влажная. Воспитатель предлагает детям подумать откуда берётся «еда» в почве. (Предположения детей).
Воспитатель: Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадет. Кто из вас видел как, осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда-то деваются. Секрет в том, что эти опавшие листья, сухие ветки и пни как по волшебству превращаются в почву, которая становиться богатой, в ней появляется еда для растений. А теперь я вас познакомлю с теми, кто помогает таким превращениям, благодаря кому наша земля не завалена кучами сухих листьев и веток. Посмотрите на плакат – это дождевой червяк! У него под землёй много дел. Надеюсь, среди вас нет ребят, которые давят его родственников.
В лесу живут козявки-червячки
Природа-мать им жизнь дала
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди.
Ребята как вы думаете, что червячок делает в земле. (Ответы) Червячок превращает сухие листья в почву. А теперь познакомьтесь с грибами. Кто из вас собирал грибы? Какие? Признавайтесь, кто топтал или просто срывал несъедобные грибы?
В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай.
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного все же
Тот грибочек полезен и хорош.
Грибы помогают пням, сухим деревьям превращаться в почву. Когда дерево становиться старым на нем поселяются вот такие грибы (показ гриба). Когда-нибудь, когда оно совсем состарится и умрёт, грибы помогут ему превратиться в почву. Подземный царь очень бережет свои грибы все до одного: и съедобные, и несъедобные, и ядовитые. Они в царстве все нужны.
Воспитатель предлагает подумать : «Что будет если исчезнут дождевые черви и грибы» (Ответы детей)
Вывод: в Подземном царстве живут растения и животные не похожие на обитателей лугов и водоемов. Они устроены так,чтобы превращать землю в почву. Нам необходимо бережно относится ко всем жителям Подземного царства, охранять их и «дом» в котором они проживают.
Чтобы жили мы на свете
Не ругаясь не грозя
Как хорошие соседи
Или добрые друзья
Будь Человеком, человек
Ты на земле своей!