Тамара Петрова
Конспект НОД по познавательному развитию «Аптека под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с лекарственным растением подорожником.
Задачи: - учить отличать подорожник от других растений, растущих на территории детского сада;
- познакомить с практическим использованием подорожника при ушибах, ссадинах, небольших ранках;
- воспитывать доброе, бережное и уважительное отношение к растениям;
-расширять активный словарь детей.
Планируемые результаты: умение распознавать растение, применять его при необходимости.
Создание мотивационного поля (организационный момент).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Аптека под ногами“» размещена в разделах
- Ребята, вы любите гулять? А где, вам больше всего нравится гулять? (Ответы)
- Я уверена, что вы соблюдаете правила безопасности во время прогулок, но иногда могут случиться и неприятности. Ранки и царапины, всем вам знакомы, верно? Как можно обработать ранку? (Дети приводят примеры)
- Но во время прогулок нет под рукой ни бинта, ни зелёнки. Как же быть?
Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
- Тут на помощь вам придет зеленый доктор. Отгадайте загадку:
Растение это узнать очень просто
Широкие листья, сам малого роста.
В лечении ран он отличный помощник.
Растёт на дороге, зовут (Подорожник)
Открытие детьми нового знания.
Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.
- И действительно: по дорогам и тропинкам ходят люди, на листья наступают ногами, а им всё нипочём! Интересно, почему?
(Рассматривание детьми, принесённых к занятию сухих и свежих листьев подорожника)
- Посмотрите, у подорожника много широких листьев на длинных ножках — черешках.
Возьмите в руки лист подорожника. Какой он? (Ответы)
-Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Оказывается, благодаря этим прожилкам листья подорожника не ломаются и успешно противостоят вытаптыванию. Если на него встать, прожилки прижмутся к земле, и не дадут листу порваться. Уйдёт человек лист распрямится, оставаясь свежим и зелёным.
- Приложите лист к руке. Что вы чувствуете? (Лист приятно холодит).
- Если обернуть больное место, то ты почувствуешь, что боль постепенно будет проходить.
-А кому из вас прикладывали такой листочек к ранке? (Дети делятся воспоминаниями).
-Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Из середины, от корня поднимаются один-два стебелька, похожих на колосок с беловато-лиловыми пушистыми цветками. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (Семена).
- Как вы думаете, почему подорожник чаще всего растёт у дороги? (Рассуждения детей).
-Подорожник расселяется там, где ходят люди и животные. Его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви людей, копытам животных, к колёсам автомобилей и путешествуют вместе с ними. Там, где они упадут, там и вырастут в следующем году новые растения. В основном вдоль дороги, поэтому и название такое – подорожник.
Подорожник лекарственное растение. В аптеке продаётся сок, сироп подорожника. Из сухих листьев делают отвары. Лечат кашель, болезни желудка, кожные заболевания. В народе его называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.
Самостоятельное применение нового знания на практике.
- Кто сможет сам приложить к ранке подорожник? А как вы думаете, можно его сразу приложить его к ранке? Что нужно сделать с листочком прежде, чем приложить его к больному месту? (Ответы)
- Его нужно сполоснуть, немного помять, чтобы выделился сок. Почему нельзя прикладывать грязный лист? (Ответы)
(Предложить детям изобразить этот процесс. Один ребёнок изображает «лекаря», а другой «пострадавшего»)
От ушибов и порезов
Лучше средства не найти
Привяжи мои листочки
Перестанет кровь идти.
Если пчелка нападет
Сделай из листа повязку
Сразу боль тогда пройдет.
Рефлексия (итог)
- Ребята, о каком растении мы сегодня говорили? Чем оно интересно?
- Что особенно запомнилось и понравилось?
- Вы запомнили, как выглядит подорожник? Сейчас мы пойдём на прогулку и найдём подорожник на нашем участке.