Ольга Скребец
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Снег»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега;
- обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Снег“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- развивать память, сообразительность, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом; игры со снегом (снежки, лепка снежных фигур); рассматривание снежинок; чтение стихотворений, сказок, отгадывание загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, две ёмкости с холодной и теплой водой, лопатки, ведерки, лупы, черная бархатная бумага, пластмассовые ложки, апельсин, клеенки на столы.
Примерный ход деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге на работу я увидела во дворе дома снежную фигуру. Как вы думаете, что это было? (ответы детей)
А кто же ее построил? (ответы детей)
Вся прошедшая неделя была очень холодной, а в выходные было тепло. Дети веселились, радовались теплой зиме. А вам нравится зима? За что вы любите зиму? (ответы детей)
Да, зиму мы все любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, можно катать друг друга на санках. Можно построить снежную горку и снеговика.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная встреча. Я предлагаю вам поговорить о снеге и провести опыты со снегом. Сейчас мы с вами отправимся в нашу лаборатории. Но для начала давайте вспомним правила поведения (карточки – опоры): внимательно слушаем, соблюдаем тишину, соблюдаем аккуратность, работаем аккуратно, не трогаем без разрешения, не пробуем на вкус.
(Подходят к столу)
Опытно-эспериментальная деятельность:
Опыт 1. «Снег легкий»
Воспитатель: Перед вами ведерки с лопатками. Поднимите пустое ведерко. Какое оно по весу? (ответы детей) А теперь прошу вас набрать в ведерки снег. Ребята, вам не тяжело? В чем же дело? (Ведерки со снегом очень легкие.) А летом вы носили в них песок, вспомните, ведерки с песком были какими? Легкими или тяжелыми? (Ведерки с песком были тяжелыми.)
Воспитатель: В другом ведерке налита вода, сравните, какое ведерко тяжелее? Ведерко со снегом или ведерко с водой? (ответ)
Как вы думаете, почему снег такой легкий? (ответы детей)
Если затрудняетесь, то предлагаю рассмотреть хлопья снега, которые падают на черную бархатную бумагу, через лупу. Что вы наблюдаете? (ответы детей)
Видите, отдельные снежинки сцеплены вместе. А между снежинками- воздух, поэтому снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше? (ответы)
Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)
Снег легче воды, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. (Дети дополняют ответами из личного опыты, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое)
Опыт 2. «Снег не имеет запах»
Воспитатель: Ребята, что лежит в моей коробочке?
Дети: Апельсин.
Воспитатель: Он настоящий?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю вам его почистить.
Что вы почувствовали, пока чистили фрукт? Понюхайте его. Помните о правилах работы. (Апельсин ароматный, душистый)
А как вы думаете, снег пахнет или нет? Как это можно узнать? (надо понюхать). Понюхайте снег. Чем пахнет снег? (у снега нет запаха)
Какой вывод мы можем сделать? (Снег не имеет запаха)
Опыт 3. «Снег может лепиться»
Воспитатель: Давайте для нашего веселого снеговика слепим друга. (Дети лепят снеговичков)
Что вы можете еще слепить из снега? (ответы детей)
В оттепель из снега хорошо лепить, делать снеговиков, снежную крепость. А в морозную погоду снег сухой, из него сложно что-то слепить. В группе тепло, поэтому снег послушный и мы легко слепили снеговика.
Дети, у вас руки не замерзли? (Замерзли) Почему? (Снег холодный). Разогреем руки: сильно- сильно потрем ладошки друг о друга, похлопаем, еще потрем, помашем руками.
Пальчиковая игра «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки? В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
Как видно, ладошки мои горячи.
Вот наши ручки разогрелись и стали сухими. А куда же с них делась вода? (Вода испарилась.)
Какой вывод мы можем сделать? (Когда на улице оттепель, из снега легко лепить.)
Опыт 4. «Снег тает в воде»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я налью в один контейнер холодную воду (на прозрачном контейнере синяя отметка) до отметки, а в другой (с красной отметкой) – горячую, тоже до отметки. Вы будете ложечками накладывать снег в контейнеры.
Дети накладывают в контейнеры снег, наблюдая за тем, что с ним происходит.
Что происходит со снегом? (Снег тает в воде.) Где быстрее тает снег? (Снег быстрее тает в горячей воде.)
Вода в контейнерах поднялась выше отметки. Почему воды стало больше, чем было? (Снег тает и превращается в воду, поэтому ее стало больше.)
Какой вывод мы можем сделать? Что происходит со снегом под действием тепла? (Под действием тепла снег превращается в воду.)
Значит, снег образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом можно сказать, что снег- это замерзшая вода.
3. Творческая деятельность
Воспитатель: Смотрите, ребята, что происходит со снеговиками, которых мы слепили? (Ответы детей)
Почему снеговики начали таять? (Ответы детей)
К вечеру снеговички совсем растают. Что же нам делать? (Ответы детей)
Вы когда-нибудь слышали об «искусственном снеге»? (Ответы детей)
Искусственный снег – это материал, созданный человеком, а не природой. И мы с вами тоже сможем приготовить искусственный снег.
Я покажу вам, как можно приготовить искусственный снег, который не растает в теплом помещении. Состоит он из жидкого мыла и соды. Вы можете рассмотреть его, потрогать. Чем он отличается от настоящего снега?(ответы детей)
Предлагаю вам слепить из искусственного снега своих снеговиков. Чем-то они будут похожи, чем- то отличаться друг от друга.
4. Итоги
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня о снеге?
Давайте теперь объединим все, что узнали о снеге.
Снег- легкий, не имеет запаха, рыхлый, сыпучий. В оттепель из снега хорошо лепить. Под действием тепла снег превращается в воду.