Пятунина Лариса
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Весенние изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Весенние изменения в природе"
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Задачи:
Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе „Весенние изменения в природе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Материал к занятию:
Презентация «Весенние изменения в природе», интерактивная доска.
Краски, зеленый лист, вырезанный цветок из бумаги, кисточки, салфетки, подставки для кисточек, стаканчики.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку. Попробуйте, догадайтесь, о каком времени года пойдёт речь?
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
О каких приметах говорится в стихотворении?
Какое время года сейчас?
Почему вы так думаете?
Воспитатель: Дети, сейчас мы совершим путешествие в лес.
Давайте скажем волшебные слова.
Вот мы и в лесу.
Вспомним, какое время года было перед весной? (ответы детей)
Сейчас всё в лесу всё изменилось.
Воспитатель: Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май).
-Какой сейчас месяц?
- Вы знаете, что бывает начало весны, бывает середина весны и конец весны. Сейчас мы рассмотрим картины и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. (лежит снег, серый, рыхлый) Слайд 1
Первый месяц весны Март. Март открывает весну. Ещё называют его капельником. Почему?
В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название «Проталинник». Что такое проталины (ответы детей)
Прилетают птицы грачи, гнёзда строят. В народе говорят «Грач на дворе – весна на горе». «Грач зиму расклевал».
Слайд 2. Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: Почему? «Апрель водою славен, почками красен».
Воспитатель:Просыпается река. Что происходит на реке?
Дети: Солнце пригревает, лёд трескается, и по реке идут большие и маленькие льдины.
Воспитатель. Это ледоход!
Воспитатель: Почему вода называется талой?
Дети: Снег тает, превращается в воду, её называют талой.
Воспитатель: Кого питает талая вода (Деревья, траву, цветы)
Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?
Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам. На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись зелеными молодыми листочками.
Воспитатель:Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок». Слайд 3. Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Объяснить детям названия цветов. (Первоцветы - мать-и-мачеха, подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш). Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они растут 21 год, но цветут всего 2-3 раза в своей жизни. Они занесены в Красную книгу. Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Воспитатель: В жизни животных весной тоже происходят изменения.
Слайд 4.
Дети рассказывают: (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
Воспитатель: Из тёплых стран прилетают перелётные птицы. Какие?
Слайд 5
Дети: Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
Воспитатель: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете (ответы детей) Слайд 6.
А теперь отгадайте загадки о насекомых.
Дети отгадывают загадки.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся (Муха) Слайд 7.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка) Слайд 8.
Нос долог, голос тонок
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар) Слайд 9.
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела) Слайд 10.
На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) Слайд 11.
В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи) Слайд 12.
Воспитатель:
Ребята, что вы знаете о муравьях? Где живут муравьи? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике (ответы детей)
- Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи - добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!
Физкультурная минутка
Представьте себе, что вы большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом ( изображаем сугроб: дети приседают на корточки в «кучу».) Но вот пригрело тёплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб.
«Просыпайся, вставай скорее! Пора». Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие весё лые ручейки: (разбегаются по группе дети) Музыка «Времена года»
Воспитатель: Ручейки, кого вы хотели разбудить?
Дети: Деревья, траву, цветы.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что изменилось в природе весной?
Дети: Уже тает снег, тепло и ярко пригревает солнце. Пора менять шубки на серые, а то лиса или волк заметят вас. На ветках деревьев набухли почки, пробиваются из-под снега первые цветы, первоцветы, появляются насекомые жуки, червяки, прилетают птицы с юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что весна прошла через наш город и направилась в лес. А сейчас я вам дам цветы, но их нужно раскрасить.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика
Наши алые цветы (кулаки сжаты)
Распускают лепестки (раскрываем пальцы)
Ветер чуть дышит, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (сжимаем пальцы в кулак)
Головой качают
Тихо засыпают.
Предлагаю детям, положить цветок на зелёную поляну и раскрасить его.
По окончания занятия все работы рассматриваем.
На этом занятие заканчивается.