Ирина Черевко
Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по окружающему миру
«Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Активизация в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает, и т. д.
3. Побуждение детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Мир предметов“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
1. Углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево.
2. Учить применять разнообразные способы обследования предметов.
3. Развивать у детей способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать и сравнивать, слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.
4. Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.
Материал, оборудование: коробка с карандашом и гвоздём, карточки для игры «Из чего сделано?», на каждого ребё нка: тарелочка, деревянный брусок, металлическая ложка, спички, скрепки, магнит, гвоздики, дневник наблюдений. На стол: ёмкость с водой, салфетки. Иллюстрации кузницы, сталеплавильного цеха, горящих дров. 2 корзинки, «Волшебный мешочек» с предметами, сделанными из разных материалов. Коробка с разнообразными деталями и магниты.
I. Вводная часть (мотивация).
Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эту коробочку.
Как вы думаете, что в ней?
А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в ней лежит.
Любим нос везде совать,
И чертить, и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
Молодцы, ребята, загадки отгадали.
Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик
Карандаш с Гвоздиком были большими друзьями, но однажды поссорились.
Карандаш говорит: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
А Гвоздик: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
- Ребята, давайте поможем друзьям решить, кто из них важнее!
Закройте глаза и скажите: вокруг себя я обернусь и в научной лаборатории окажусь!
Правила поведения в лаборатории такие:
1. Не толкаться
2. Не мешать друг другу
3. Сначала выслушать, потом сделать
4. Сделал- убрал на место.
II (Дети проходят к столу №1)
1. Дидактическая игра «Из чего сделано»
- Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, которые похожи на материал Карандаша, и на материал Гвоздика, и разложите их к нашим героям.
- Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь).
- Значит они какие? (деревянные)
- Какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
-Значит они какие? (металлические)
- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева, и из металла делают очень много нужных предметов.
- Гвоздик и Карандаш, вы оба правы!
2. Сравнение дерева и металла.
Но Гвоздь все не унимается: «Я красивее! И у металла поверхность гладкая, и на солнышке блестит!»
- Карандаш, не обижайся. Ребята, давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? (дети садятся за столы)
- Возьмите металлическую ложку и деревянный брусок.
- Отличаются ли они? Чем?
- Какие они на ощупь?
- Какая поверхность у металлической ложки? (гладкая, блестящая)
- А какая у деревянного бруска? (бывает и шероховатой, шершавой, бывает гладкой, не блестит) Отметим это наблюдение в дневнике. Поставим плюс в соответствующей графе.
- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой ложку.
- Что вы чувствуете? (Ложка – холодная. Брусок – теплый)
- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)
(Ставим плюсы)
3. А как вы думаете, почему одни предметы делают только из дерева, а другие только из металла? Хотите узнать?
- Карандашик и Гвоздик опять спорят:
- «Моя песенка громче!», - говорит Гвоздик.
- «Нет, моя!».
- Друзья, давайте вместе это решим? Нам необходимо определить, какой звук у деревянных предметов, а какой - у металлических. Возьмите два металлических предмета и постучите ими друг о друга, какой вы слышите звук? (Звонкий, громкий).
- Значит песенка какая? (Звонкая, громкая). А теперь проверим то же самое с деревянными предметами, какой звук слышится? (глухой, тихий).
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чем играю!»
Перед вами разложены музыкальные инструменты, давайте вспомним, как они называются: металлофон, трещотка, треугольник, ложки, бубен.
- Ваша задача, с закрытыми глазами определить, на каком музыкальном инструменте я играла! Приготовились слушать внимательно и не подсматривайте.
- На каком инструменте я играла, из какого материала он сделан? (дерево – металл)
- Чья же песенка оказалась громче?
- А чья – тише?
Вывод: если нужен звонкий, громкий звук, то музыкальные инструменты делают из металла, а если более тихий – из дерева. (отмечаем в дневнике)
4. Карандаш говорит: «Ну и что, что я не звонкий, зато плаваю хорошо!»
А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?
- Давайте проведём эксперимент.
На столе вы видите ёмкость с водой, давайте возьмем деревянный брусок и опустим его в воду, что мы видим? (деревянные предметы не тонут (легкие). А теперь опустим в воду металлическую ложку, что с ней произошло? (утонула, тяжелая)
Какой можно сделать вывод? Что дерево легче, чем металл и имеет свойство плавучести.
-Как же тогда корабли, сделанные из металлических пластин на воде держатся? Они имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, не смотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.
5.- А ещё, я в огне горю, - говорит Карандаш, - А гвоздик – нет!
Да, ребята, дерево горит, выделяет тепло. Где это свойство дерева используют люди? (топят печи)
- Я тоже хорошо нагреваюсь, и по мне легко ток проходит!-говорит Гвоздик.
Это верно, железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы. Они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальную форму и охлаждают. И получаются разные предметы и детали.
(Отмечаем плюсом в соответствующей графе)
Физ. минутка «Кузнец»
«Эй, кузнец – молодец, (развести руки в стороны, потом на пояс)
Захромал мой жеребец. (притопы ногами)
Ты подкуй его опять. (наклоны к носкам)
От чего ж не подковать. (наклоны к носкам)
Вот гвоздь, вот подкова – (руки в стороны)
Раз, два и готово. (два хлопка в ладоши)
6. Хотите поиграть в «Волшебный мешочек»? Вы, по очереди, не глядя, будете опускать руку в мешочек, брать предмет и говорить, из какого материала он сделан, а потом мы вместе проверим ваше предположение.
Вопросы и предполагаемые ответы :
-Из какого материала сделан предмет (дерево – металл)
-Какой он на ощупь (теплый – холодный, гладкий – шероховатый, легкий - тяжелый)
- Что это за предмет?
- Предлагаю вам разложить ваши предметы в две корзины, в одну предметы из дерева, в другую – из металла. (лишние предметы кладут рядом). В первую корзину вы положили все предметы из дерева, значит какие они? (деревянные, а в другую все предметы из металла, какие они? (металлические).
7. «Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком», - сказал Гвоздик, - он всегда помогает мне навести порядок.
Хоть я вовсе не планета,
У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нету,
Но хватать могу я сам.
Гвозди, ножницы, кастрюли,
Винтики, булавки, пули –
Всё железное манит,
Тянет на себя… (магнит)
Что такое магнит? Это металл, который имеет свойство притягивать некоторые предметы. Вот мы сейчас и проверим, с какими материалами дружит магнит, а с какими нет.
Возьмите деревянные предметы (спички) и приложите к ним магнит. Что мы видим? (магнит не присоединился к дереву, т. е. не притягивается). А теперь возьмите металлические предметы (скрепки) и приложите магниты к ним. Что произошло? (магнит присоединился, потому что частицы металла притягиваются к частицам магнита, магнит служит нам помощником при работе с металлическими предметами).
(Ставим плюсы)
8. Ребята, я наводила порядок в кладовке и нашла там коробку с предметами из разных материалов, да ещё и под слоем какой-то крупы. Мне нужно достать из неё металлические детали. Но как это сделать быстро, не копаясь в крупе?
9. И ещё один опыт, проверим, что прочнее, дерево или металл? Попробуйте сломать спичку. А гвоздик у вас получится сломать? Вывод. Металл прочный, а дерево хрупкое.
III. Итог.
- Назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое и гладкое, твёрдое, легкое, теплое, мягкое, не тонет, горит, имеет глухой звук. Металл: гладкий, блестящий, звонкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, притягивается магнитом, проводит ток и легко нагревается).
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни. Все материалы важны и нужны в жизни человека.