Фатима
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буквы Ь и Ъ»
▼ Скачать + Заказать документы
Буквы Ь и Ъ (мягкий и твердый знаки)
Задачи:
— развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
— знакомить детей с последними буквами алфавита Ь и Ъ (мягкий и твердый знаки, которые не обозначают звуков;
— упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте;
— развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Буквы Ь и Ъ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: карточки с буквами Ь и Ъ (шрифт черный); буквы заготовки (по количеству детей); бархатная бумага, цветные шерстяные нити; буквенный конструктор; карточки-записки.
Игра «Когда это бывает?
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, которые описывает педагог (или показывает на иллюстрациях)
Дидактическая игра «Буква — звук»
Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки, который обозначает эта буква на письме.
• Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы только произносим и слышим.)
• Что можно увидеть и написать? (Буквы.)
• Отгадайте, о какой букве идет речь в следующей загадке:
Вот два столбца наискосок, А между ними — поясок. (Буква А.)
• Какой звук эта буква обозначает? (Звук [а].)
Педагог предлагает детям выложить из буквенного конструктора букву А.
• Аналогично идет работа со следующими буквами (О, И, М, Ш, У, Ы, Н (см. стихотворные описания букв в предыдущих занятиях).
В конце игры педагог говорит детям, что есть в нашем алфавите необычные буквы, которые не обозначают звуков
Физкультминутка «Солдаты».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладоши
— Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
Соответствующие движения.
По коленочкам ударим
— Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
— Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Ознакомление с буквой Ь Педагог показывает детям букву Ь, сопровождая показ стихотворным описанием образа.
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, Да так
— Стал похож на мягкий Знак!
Дети «прописывают» в воздухе букву указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке. Это мягкий знак. Он не обозначает звука, а указывает, что буква перед ним произносится мягко.
Сравните на слух слова: караси — карась, окуни — окунь, жар — жарь, угол — уголь, брат — брать.
Игровое задание «Волшебная нить».
Дети выкладывают буквы шерстяной нитью на бархатной бумаге.
Ознакомление с буквой Ъ Педагог показывает детям букву Ъ, сопровождая показ стихотворным описанием образа.
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
— Ш-ш-ш-ш-ш.
Я вам не угрожаю
— Твердый знак изображаю.
Дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рас сматривают ее элементы на карточке.
Это твердый знак, он не обозначает звука. Эта буква стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твердый знак в силу своего твердого характера разделяет их. Сравните на слух слова: съем — съел — объел; съезд — въезд — подъезд.
Игровое задание «Волшебная нить»
Дети выкладывают буквы шерстяной нитью на бархатной бумаге.
Индивидуальная работа с карточками-записками
Дети находят и обводят цветным карандашом в записанных словах и предложениях буквы Ь и Ъ. Карточки
• Вот уходит день.
Вырастает тень.
• Волк ужасно разъярен
Съесть ежа не может он.
Буквенный конструктор
(совместная деятельность педагога и детей во второй половине дня)
Дети продолжают изготовление буквенного конструктора : каждый ребенок разрезает две буквы-заготовки на две части (одна длинная палочка и у второй заготовки — палочка с «козырьком», полукруг) и складывает в конверт.