МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»

Ольга Осипова
Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»

Задачи:

Закрепить с детьми знания об устной и письменной речи;

Продолжать учит составлять предложения, используя полученные ранее

знания;

закрепить умение различать твёрдые, мягкие согласные звуки, выделять слоги, конструировать слова;

познакомить детей с новой буквой «мягкий знак»;

учить детей отвечать точно и быстро;

развивать умение отбирать слова с определённым звуком;

способствовать развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление;

воспитывать умение быстро схватывать смысл услышанного;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „В гостях у Незнайки“» размещена в разделах

способствовать речевому развитию детей;

воспитывать доброжелательные отношения.

Методы и приёмы:

Беседа, рассказ, показ, объяснение, демонстрационный, игровой,

наглядный, словесный.

Материал:

Схемы предложений, карточки с изображением предмета, росчерки, звуковые карточки, линейка, уголь, фломастеры, кроссворд, ширма, кукла Незнайка, цветы с заданиями, медали.

Ход занятия

Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, какая бывает речь?

Дети: Речь бывает устная и письменная.

Вос-ль: Что такое устная речь?

Дети: Это когда разговаривают, читают, рассказывают.

Вос-ль: Что такое письменная речь?

Дети: Это когда пишут.

Вос-ль: Молодцы, ребята! А из чего же состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений.

Вос-ль: Правильно. Скажите, пожалуйста, что ставиться в конце предложений?

Дети: В конце предложений ставится точка.

Вос-ль: А если читается несколько предложений. Что нужно делать после каждого предложения?

Дети: После каждого предложения делается остановка.

Вос-ль: Хорошо. Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажите, сколько в нём предложений. Слушайте внимательно.

У девочки был чиж. Чиж жил в клетке и всё молчал. Девочка выпустила

чижа на волю. Чиж полетел и весело запел.

Дети: В этом тексте 4 предложения.

Вос-ль: Правильно, 4 предложения. Ребята, подумайте и скажите, из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Вос-ль: Молодцы! А сколько слов может быть в предложении?

Дети: В предложении может быть одно, два, три, четыре слова и даже больше.

Вос-ль: Посмотрите на доску на схемы и скажите, из скольких слов мы будем составлять предложения?

Дети: А схем нет.

Вос-ль: Но где же они?

Нез-ка: Ой-ой-ой! Ничего не могу понять! Что за квадратики? Какие-то чёрточки, точки, палочки. Интересно, что с ними можно делать?

Вос-ль: Так вот кто взял мои таблички. Здравствуйте, Незнайка! Как же ты сюда попал? И что ты хочешь сделать с табличками?

Нез-ка: Мне сказали, что ребята скоро пойдут в школу, и они уже многое умеют делать. Вот я и решил подслушать. Только вот не знаю, что с табличками делать.

Вос-ль: Ты, Незнайка, посиди и послушай, только будь внимательным. Ребята, что здесь нарисовано?

Дети: Это схемы предложений.

Вос-ль: Из скольки слов должно состоять это предложение?

Дети: Это предложение состоит из трёх слов.

Вос-ль: А это предложение?

Дети: А это предложение состоит из четырёх слов.

Вос-ль: Составьте мне предложение из трёх слов.

Дети: Ярко светит солнце.

Вос-ль: Правильно. А сейчас составьте предложение из четырёх слов.

Дети: Дима пошёл в школу.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Теперь тебе, Незнайка, понято, что это за чёрточки и точки?

Нез-ка: Да, я понял! Только у меня есть задания от Знайки, он ведь у нас очень умный. А я с этим заданием справиться не могу. Вы мне поможете?

Дети: Да, поможем!

Нез-ка: Тогда я приглашаю всех вас в наш Цветочный город. Все свои задания Знайка оставил на цветах.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, мы справимся с заданиями?

Дети: Мы справимся.

Вос-ль: Представьте, что вы садитесь на лепесток. Это, наш волшебный транспорт. Закрываем глаза и произносим слова: неси, неси нас лепесток, через запад на восток, прямо в Цветочный городок.

/звучит музыка, выставляются цветы, Незнайка уходит/

Вос-ль: Ребята, посмотрите, какие красивые цветы! А вот и первое задание для нас. Загадки и отгадки. Я загадываю вам загадки, а вы должны найти лепесток с картинкой – отгадкой.

- В каком слове сорок гласных?

- В каких словах по сто согласных?

Дети: Сорока, стол, стог.

Вос-ль: С этим заданием мы справились. Какое задание у нас в следующем Цветке? Посмотрим, что нужно сделать. А задание называется «Буква заблудилась». Нужно внимательно послушать слова и найти ошибки. Только потом произнести их правильно.

Мозлята, охотнис, аптета, листон.

Дети: Козлята, охотник, аптека, листок.

Вос-ль: Молодцы! Какое же будет ещё задание? Нужно изменить порядок букв в слове и назвать его. Аёлк, намор, амар, лтос.

Дети: Ёлка, Роман, рама, стол.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Все задания выполнили. Продолжаем наше

путешествие по Цветочному городу.

/дети и воспитатель идут в соседнюю комнату, столы расставлены в виде цветка, на столах карточки с изображением предмета, карточки-звуки, линейка, уголь/

Вос-ль: /показывает треугольную линейку/ Ребята, скажите, пожалуйста, как называется соединение двух сторон линейки?

Дети: Это соединение называется угол.

Вос-ль: /показывает уголь/ А как называется обгоревшее дерево?

Дети: Обгоревшее дерево называется уголь.

Вос-ль: Скажите, пожалуйста, сколько слогов в словах угол и уголь?

Дети: В этих словах два слога.

Вос-ль: Назовите мне первый слог.

Дети: Первый слог у… .

Вос-ль: Сколько звуков мы слышим?

Дети: Мы слышим один звук.

Вос-ль: Какой он: гласный или согласный?

Дети: Этот звук гласный.

Вос-ль: Почему? Каким цветом выделяем гласный звук? Дети? Гласный звук поётся и выделяется красным цветом.

Вос-ль: Поставьте по одному квадратику красного цвета. Какой второй слог в слове угол?

Дети: В слове угол второй слог …гол.

Вос-ль: Сколько звуков во втором слоге?

Дети: Во втором слоге три звука.

Вос-ль: Какие звуки мы слышим?

Дети: Мы слышим звуки [г], [о], [л].

Вос-ль: Как называются два звука, которые произносятся вместе?

Дети: Слияние.

Вос-ль: В слиянии [г] твёрдый или мягкий?

Дети: В этом слиянии [г] твёрдый.

Вос-ль: Каким цветом обозначаем твёрдый звук?

Дети: Твёрдый звук обозначается синим цветом.

Вос-ль: Поставим слияние согласного с гласным [го] около [у], [л] - твёрдый или мягкий?

Дети: [Л] твёрдый.

Вос-ль: Какой находим квадратик?

Дети: Синий квадратик.

Вос-ль: Сколько букв и звуков в слове угол?

Дети: В слове угол четыре буквы и четыре звука.

Вос-ль: Какой второй слог в слове уголь?

Дети: Второй слог …голь.

Вос-ль: Какое слияние слышится?

Дети: Слияние [го].

Вос-ль: Нашли карточку со слиянием и поставили около [у]. Какой звук последний?

Дети: [Л'].

Вос-ль: Этот звук твёрдый или мягкий?

Дети: Этот звук мягкий.

Вос-ль: Каким цветом обозначаются мягкие согласные?

Дети: Мягкие согласные обозначаются зелёным цветом.

Вос-ль: Поставим зелёный квадратик к слиянию [го]. Получилось две схемы. Сколько звуков в слове уголь?

Дети: В слове уголь четыре звука.

Вос-ль: Дети, а почему в слове уголь [л’]? Не знаете? Это потому, что буква Р перевернулась – мягким знаком обернулась. Мягкий знак – буква, уголь пять букв и четыре звука. Сейчас вы по – очереди будите открывать карточки и называть, что там изображено.

Дети: Морковь, учитель, тетрадь, олень, сирень и т. д. .

Вос-ль: Ребята, что вы заметили общего в произношении этих слов?

Дети: Во всех словах последний звук мягкий.

Вос-ль: Почему?

Дети: Потому что в конце всех слов стоит мягкий знак.

Вос-ль: Молодцы, ребята! С этим заданием мы тоже справились. Но мы забыли про Незнайку. Ведь он нас ждёт. А для этого нам нужно покинуть Цветочный город. Мы снова садимся на наш волшебный лепесток, закрываем глаза и произносим слова: неси, неси лепесток через запад на восток. Возвращайся, сделав круг, в группе ждёт Незнайка друг.

/под музыку возвращаемся в групповую комнату/

Вос-ль: Ребята, я что-то не вижу Незнайки. Скорее всего, он от нас спрятался, а нам оставил цветок с заданием «Отгадай кроссворд». Отгадаем?

Дети: Отгадаем.

Вос-ль: Превратите мел в мелкое место на реке.

Превратите полку в танец.

Превратите банку в баню.

Превратите тракториста в машину.

Превратите стол в комнату для обедов.

Дети: Мель, полька, банька, трактор, столовая.

Вос-ль: А сейчас мы с вами порисуем в воздухе. Возьмите фломастер и найдите верхнюю точку. Начинаем рисовать петли вниз с самой большой до самой маленькой.

/дети рисуют в воздухе/

Теперь откроем фломастеры и обведём росчерки – элементы ь.

/дети выполняют задание, звучит музыка/

Нез-ка: Ребята, ребята! Всё, что вы делали я понял. Только вот не знаю, что мне делать с этим мешочком?

Вос-ль: А что в нём?

Нез-ка: Я не знаю, наверное, конфеты или печенье.

Вос-ль: Разреши нам с ребятами заглянуть в твой мешочек?

/развязывается мешочек, высыпаются звуковые карточки и со схемами предложений /

Вос-ль: Ребята, напомните Незнайке, что это за карточки.

Дети: По этим карточкам можно составлять предложения. А по звуковым карточкам составлять слова с мягкими и твёрдыми звуками.

Нез-ка: Спасибо вам, ребята! Вы справились со всеми заданиями Знайки и многому меня научили. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи!

Дети: До свидания.

Вос-ль: Дети, что нового мы узнали на занятии?

Дети: Мы познакомились с мягким знаком.

Вос-ль: Что ещё делали на занятии?

Дети: Разгадывали кроссворд, составляли предложения, находили ошибки в словах.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на занятии. Каждый из вас получает медаль «Умника».

/под музыку вручаются медали/

Публикации по теме:

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»
Опубликовано: 9 августа 2013 в 09:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД