Кристина Ефименко
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшей группы «Определение количества слогов в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определённого звука".
Цель: Формировать фонематический слух детей через работу с текстом и выделением из него определённого звука. Развивать речевое внимание при определении количества слогов в словах. Формировать в детях позитивную эмоциональную позицию по отношению к традиционным праздникам – «Новому году».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей старшей группы „Определение количества слогов в словах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
1. Упражнение в определении количества слогов в словах.
2. Закрепление знания о предложении (количество и порядок слов).
3. Формирование умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.
4. Воспитание речевого внимания и фонематического слуха.
5. Развитие микромоторики.
Материалы и оборудование: Картинки из серии «Наши маленькие друзья», иллюстрации: елочный шар, зима, звезда, шаблоны, изображающие лису (по количеству детей); листы бумаги, цветные карандаши, восковые и простые карандаши.
Предварительная работа: Картинки с изображением зимнего пейзажа. Работа с иллюстрациями по тематике «Зима» и «Новый год», чтение художественной литературы, чтение стихотворений о Новый год и новогодние игрушки.
Приёмы руководства деятельностью детей в ООД :
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей : беседа, сюрпризный момент, игры.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе ООД : беседа, создание развивающей среды, игровая, двигательная.
3. Приёмы организации практической деятельности детей : комментирование, предметные картинки, игры.
4. Приёмы поддержания интереса у детей : планирование дальнейшей деятельности, игра, физминутка, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приё мы оценки и самооценки: поощрение словесное.
Виды детской деятельности в ООД:
- Игровая
- Коммуникативная
- Двигательная
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательных способностей, сообразительности;
- Самостоятельное выполнение анализа фонематической деятельности;
- Умение детей действовать самостоятельно;
- Расширение и активизация словаря.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Принимает участие в беседе.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Эмоционально реагирует.
4. Самооценка.
Ход организованной образовательной деятельности:
Здравствуйте ребята, посмотрите, какой у нас порядок и всё стоит на своих местах. Сегодня я пришла и увидела, что у нас появилась пирамида, и она вся разбросана по полу, это, наверное, зимний ветерок залетел к нам и решил с ней поиграть, а собрать не сумел, а вы умеете собирать правильно пирамиду? Кто мне поможет её сложить и поставить на место.
Посмотрите, основанием пирамидки должно быть самое большое кольцо, потом меньше, меньше и меньше, а верхушка пирамиды самое маленькое колечко. Вот какие молодцы, как хорошо и правильно у вас получилось. А сейчас давайте сложим волшебную пирамидку из слов. В нижний ряд поместим слово, которое состоит из трёх частей, во втором ряду — из двух частей, в третьем ряду — из одной части.
Посмотрите ребята, какая у нас получилась замечательная пирамида и как хорошо вы все справились. Но что вы можете сказать о словах из которых состоит пирамида? (Это ассоциации с наступающим праздником – Новым годом). Вот какие вы молодцы! Конечно же эти слова связанны с Новым годом. посмотрите за окно, какое время года у нас за окном? (Зима, а скоро у нас наступит праздник, который любят и взрослые и дети – это праздник? (Новый год). Сегодня я пришла и увидела, что у нас в группе раскидана пирамидка на доске появились интересные иллюстрации, обратите на них своё внимание! Что вы можете о них сказать? Теперь мы с вами попробуем определить количество слов и их порядок в предложении. Для того, чтобы нам определить количество слогов в слове мы должны с вами вспомнить три правила, как можно узнать сколько слогов в слове (1-хлопками, 2-шагами, 3-движение подбородка). Молодцы! Посмотрите, на доске есть схемы предложений. Используя картинку вам нужно составить предложения, которые будут соответствовать схеме. (По картине дети составляют предложения, анализируют их с использованием схем).
Кто пришёл к нам в гости? Какое время года? Зима она кто? ___ Гостья.
Что скоро наступит? ___ ___ Скоро праздник.
Что приобретают к Новому году? ___ ___ ___ Мама купила ёлку.
Какая она? ___ ___ Она пушистая.
Что мы будем с ней делать? ___ ___ ___ ___ Мы будем ёлку наряжать.
Вот какие молодцы. Вы так легко справились с этим заданием.
Ребята, после того как мы отметим праздник Новый год, у взрослых и детей наступят новогодние каникулы, а это самое любимое время для всех. Вы будете ходить на горку, на каток, гулять на улице и играть со снегом, а когда каникулы окончатся ваши родители выйдут на работу. Так давай те с вами вспомним, чем занимаются взрослые на работе. Для этого я предлагаю вам поиграть с мячом.
Игра «Кто что делает?».
Я буду задавать вам вопрос, и бросать мяч, а вы должны будете правильно на него ответить и бросить мяч обратно мне.
1. «Строители что делают?» (строят).
2. «Капитан что делает?» (командует).
3. «Комбайнёр что делает?» (собирает пшено).
4. «Учитель что делает?» (учит).
5. «Врач что делает?» (лечит).
6. «Парикмахер что делает?» (стрижёт).
7. «Водитель что делает?» (водит машину).
8. «Полицейские что делают?» (смотрит за порядком).
9. «Продавец что делает?» (продаёт).
10. «Воспитатель что делает?» (воспитывает).
Как хорошо и правильно вы отвечаете. (Индивидуальные оценки).
Ребята, но давайте мы с вами вернёмся к сегоднешему дню, мы готовимся с вами к празднику, А к какому? (Новый год). Все вы уже наверно приготовили для Дедушки Мороза стихи, вот и я хочу предложить вам послушать стих, а ваша задача найти звук, который чаще всего слышен в этом стихотворении. Сейчас мы с вами попробуем найти звук, слушайте внимательно:
У снегурочки с утра
Новогодних дел гора
Нужно снежной бахромой
Ей украсить лес родной
Для зверят пирог испечь
И фонарики зажечь
А потом на праздник к детям
В золотой лететь карете!
Какой звук употребляется чаще в этом стихотворении? (звук [с], молодцы ребята! А давайте вспомним, в каких словах? (снегурочки, снежной, украсить, лес, испечь).
Вы просто умочки, выполнили еще одно задание. Я рада за вас.
Вы, наверное, устали? Сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка
Раз — согнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Отдохнули, можно продолжать играть.
Ребята, а давайте вспомним какие персонажи, приходя к нам на праздники? (ответы детей).
Сегодня к нам пришла известная вам героиня, а чтоб узнать кто она, необходимо отгадать загадку. (Проводиться игра «Новые слова»).
Игра: «Новые слова»
О ком я скажу? Кто это?
- Красавица пушистая, хитрее всех в лесу, друзья зовут её - плутовка. (Лиса)
- Какие слова можно образовать от слова «лиса»? (лисичка, лисонька, лисица, лисёнок, лисята, лисий).
Задание:
Давайте вспомним, ещё какими словами называют этого хищного, осторожного зверя в русских сказках? (Лисичка — сестричка, Патрикеевна, кума, рыжая плутовка).
Молодцы. Сейчас я вам предлагаю вам пройти за столы, взять шаблоны и обвести красавиц-лисичек, а мех изобразить короткими штрихами. (Дети обводят по трафарету фигуру лисы, а затем штрихуют его разными способами).
Как хорошо у всех получилось. Вы все очень старались молодцы. Скажите мне, пожалуйста, вам понравились вам наши игры, а что вам больше всего понравилось и запомнилось? Спасибо большое за внимание, вы все молодцы, мне понравилось с вами играть, вы замечательно отвечали, были очень внимательными.