Неверова Валерия
Конспект НООД по ОО «Речевое развитие» на тему «Сказки Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- воспитывать интерес и любовь к сказкам А. С. Пушкина,
- обогащать впечатления детей, активизировать словарный запас,
- развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, ис-пользовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев, образовывать прилагательные, понимать смысл образных, крылатых выражений, пословиц, поговорок, использовать синонимы,
- формировать навыки совместной деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, заучивание отрывков из произведений, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в зал, становятся полукругом и здороваются с гостями. Дети садятся на стульчики.
В. Ребята, дорогие гости, мы с Полиной и Ирой приготовили стихотворение, послушате пожалуйста. (Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый»).
В. Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем говорить? (Ответы детей)
Кто написал эти сказки? (Овтеты детей)
Что вы знаете о А. С. Пушкине? (Ответы детей)
Ребята, назовите сказки Пушкина, которые вы знаете? (Ответы детей)
СЛАЙД 2
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины. (И. Акулинина)
И мы с вами отправимся сегодня в волшебный мир сказок Пушкина.
В. Ребята, послушайте загадку и скажите, о какой сказке сейчас пойдет речь.
Я из моря выплываю
И желанья выполняю.
Сказки Пушкина читали?
Значит, вы меня узнали! СЛАЙД 3
«Сказка о рыбаке и рыбке».
* Какой была старуха в сказке, хорошо ли это? (Ответы детей) СЛАЙД 4
*Что можно сказать о золотой рыбке и ее делах. (Ответы детей) СЛАЙД 5
*Мог ли дед поступить по другому. (Ответы детей) СЛАЙД 6
*Чему учит сказка? (Ответы детей) СЛАЙД 7
В. Да ребята, ведь недаром народная мудрость гласит «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
В. Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнего». Но сначала узнайте сказку.
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно. (Ответы детей) СЛАЙД 8
«Сказка о золотом петушке».
1. К кому обращался царь Додон за помощью? СЛАЙД 9
*К Звездочёту; к волшебнику; к злой колдунье.
2. Что подарил мудрец царю? СЛАЙД 10
* Волшебную палочку; золотого петушка; сундук с драгоценностями.
3. Что пообещал царь звездочёту? СЛАЙД 11
*Исполнить любую его просьбу; заплатить золотом; угостить чаем.
4. Что попросил мудрец у Додона за золотого петушка? СЛАЙД 12
*Полцарства; сундук золота; Шамаханскую царицу.
5. За что был наказан царь? СЛАЙД 13
*За невыполненное обещание; за жестокость; за доверчивость.
В. Верно,дети, надеюсь, что никто никогда не будет поступать как царь Дадон, а наоборот, всегда будете выполнять свое обещание.
СЛАЙД 14 В. В давние времена, когда писал свои сказки Александр Сергеевич, люди говорили интересными и непонятными для нас словами. Давайте разберемся, что же они означают сейчас в нашей речи.
Но прежде, чем объяснить значение слова, его надо отгадать! Готовы!
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый? Лукоморье
В. Верно, так что же такое Лукоморье (Ответы детей)
Лукоморье — морской залив, бухта.
В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре. Оброк
Что такое оброк? (Ответы детей)
Оброк —дань, деньги.
Тридцать три года - такие дела -
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи? Землянка
Землянка это … (ответы детей) – жилье вырытое в земле.
Ребята, в сказках встречаются еще и другие интересные слова, давайте вспомним их значение, кто такие:
Бояре — богатые и знатные люди, приближённые царя.
Витязь — храбрый воин, богатырь.
Ребята, а что такое:
Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов
Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.
Полба — особый сорт пшеницы.
В. Молодцы, ребята, давайте сейчас немного отдохнем.
Физминутка под музыку «В гостях у сказки»
В. А теперь, ребята давайте продолжим наше путешествие, скажите, как называется сказка в которой
Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
И чудес не перечесть. (Ответы детей) СЛАЙД 15
«Сказка о царе Салтане».
В. Давайте вспомним эту замечательную сказку.
*Одна из сестёр стала царицей, вторая -ткачихой, а третья? (Поварихой.)
*Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали.)
*Что придумали злые сестры (Заточить в бочку)
*Как спаслись царица с сыном? (Царевич попросил волну вынести на берег бочку, а потом выдавил её дно.)
*Кого царевич спас от коршуна? (Лебедь.)
*Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона.)
*Наказал ли царь Салтан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Нет, он их простил и отпустил домой.)
СЛАЙД 16
В. Молодцы, ребята, царь Салтан был добрый и великодушный, а теперь скажите, как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта» (Остаться ни с чем,потерять все, что было). Героиня какой сказки осталась у разбитого корыта и почему?
Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется» (как сам отнесешься к людям, на такое же отношение стоит рассчитывать в ответ). К какой сказке она подходит?
Что означает выражение «расти не по дням, а по часам» (что - то очень быстро происходит, стремительно изменяется? Про героя какой сказки можно так сказать?
В. Ребята, давайте поиграем в игру «Море волнуется раз…», будем изображать героев сказок Пушкина. Ведущей будет Маша(1-й раз, а теперь ведущий у нас Ваня. (2-й раз)
В. Ребята, вы хорошо и весело играли! А теперь мы отправимся в волшебный мир музыки и фантазии. Мы послушаем отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», написанной по сюжету одноимённой сказки Пушкина и представляйте, что можно увидеть, где оказаться, что услышать. И тогда будет просто назвать эпизоды сказки, которым они посвящены.
Звучат фрагметны из оперы: «Океан», «Белка», «Полёт шмеля».
Дети рассказывают о своих представлениях, отвечают на вопрос; «Белка» - СЛ. 17; «Полет шмеля» - СЛ. 18, «Океан» - СЛ. 19
В. Ребята, послушайте еще один музыкальный фрагмент, и угадайте какая сказка Пушкина вдохновила Римского – Корсакова написать эту музыку.
Звучит фрагмент из оперы Римского Корсакого «Золотой петушок». Дети высказывают свои предположения и воображения. СЛАЙД 20
В. Ребята, давайте поговорим еще о одной интересной сказке Пушкина.
У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую. (Ответы детей) СЛАЙД 21
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
1. Какой предмет был дан царице в приданое? СЛАЙД 22
*Зеркало, ожерелье, шкатулка.
2. Куда царица приказала Чернавке отвести молодую царевну. СЛАЙД 23
*в глушь лесную, на морской берег, на цветущий луг.
3. У кого поселилась царевна? СЛАЙД 24
* У семи гномов, у семи богатырей, у трех медведей.
4. Чем царица погубила падчерицу? СЛАЙД 25
* яблоком, персиком, грушей.
5. Кто помог Елисею найти свою невесту? СЛАЙД 26
* солнце, месяц, ветер.
СЛАД 27
В. А сейчас мы поиграем в игру «Узнай сказочного героя по описанию» *Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
* Все красавцы молодые, Великаны удалые.
(Богатыри из «Сказки о царе Салтане.»)
*В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею. На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха из «Сказки о золотой рыбке».)
* Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане.»)
В. Замечательно. А теперь расскажите вы, какой была царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». СЛАЙД 28
Каким был князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» СЛАЙД 29
В. Ой, как много тут предметов СЛАЙД 30
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил
Очень быстро назови
В. Наше путешествие по сказкам подошло к концу. Вы хорошо справились с заданиями, показали прекрасное знание сказок Пушкина. С героями этих и других сказок мы встретимся ещё не раз. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пригласим их еще.