Вера Тюкпеекова
Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в подготовительной группе «Агын хустар» (Перелетные птицы)
▼ Скачать + Заказать документы
Тюкпеекова Вера Андреевна
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема. «Агын хустар»
Цель. Создание условий для развития диалогической речи на основе ситуативно-коммуникативного метода в обучении хакасскому языку.
Задачи:
Создать условия для побуждения детей к речевой активности на хакасском языке (речевое развитие)
Публикация «Конспект НОД по ОО „Коммуникация“ в подготовительной группе „Агын хустар“ (Перелетные птицы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Создать условия для расширения представлений детей о перелетных птицах и местах их обитания.
Создать ситуации, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, говорить на хакасском языке (Социально- коммуникативное развитие)
Совершенствовать мелкую моторику рук в процессе творческой деятельности (физическое, художественно- эстетическое развитие)
Воспитывать интерес к живой природе, умение видеть красоту окружающего мира (социально- коммуникативное развитие)
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц,; плакаты с изображением озера, леса, поля, маски для игр. Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Дети и воспитатель стоят в кругу на ковре. Здравствуйте дети (изеннер).
Игра-приветствие «Гора дружбы» «Ынархас хайазы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на нее кладет руку другой ребенок, и т. д.)
В. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Олганнар, пiс Анянан, хада сiрерге сыйых тимнеп салгабыс. (Ребята, мы с Аней приготовили для вас сюрприз.)
Ребенок читает стихотворение:
Часхы, часхы, часхыч,ах
Читтi, читтi часхыч,ах
Харлар, пустар хайылча
Агын хустар айланча
Воспитатель организует беседу по стихотворению с обсуждением вопросов:
1. Нимеден,ер кибелiс?
(О чем стихотворение)
2. Хайдаг таныс состер истер?
(Какие знакомые слова вы услышали)
В: Аня, cин нимеден,ер кибелiс хыгырдын? (Аня, о чем стихотворение которое ты прочитала)
- Олганнар,хайдаг агын хустар сiрер таныпчазар (Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете)
Мин орiнчем сiрер iди коп агын хустарын таныпчатханнарын,а. Че «Сарысха» группанын, олганнары хустардан,ар асхынах пiлчелер. Пуун иртен пiссер ортымах группанын, воспитателi килген, анын, олганнары хусхач,ахтар хоостарын поралап салтырлар, постарынын, кiчiглерi учун олар пi лбинчелер хайдаг хус хайда чуртапчатханын: кем агас аразында, кем чазыда, кем колде паза хусхач,ахтардан,ар ойыннар iдок пiлбинчелер, оларнын,, тiзен, ойнирленi килче.
Олар пiстiн, полызыг сурааннар. Полыс пирелер бе «Сарысха группазынын, олганнарына»?Нимеден,ер олар пiстiн, сурынганнар (Я рада, что вы знаете много названий перелетных птиц. А вот дети из средней группы «Кузнечики» пока мало знают о птицах.
Сегодня утром приходила Людмила Владимировна, воспитатель группы «Кузнечики», она сказала, что дети перепутали картинки с перелетными птицами, и так как они еще маленькие, не знают, кто из птиц где живет : кто в лесу, кто в полях, кто на озерах и реках. И никаких игр о птицах они тоже не знают, а им хочется поиграть.
Она просила вас помочь разобраться.
Поможем детям из группы «Кузнечики»? А о чем они нас просили?
Мольберт, на который крепятся плакаты. Пурун плакаттардан, пастирбыс. (Предлагаю сначала разобраться с плакатами)
Пiстiн, плакаттар пар, ниме анда хоостал партыр?. (У нас есть плакаты. Что на них изображено) Паза хусхачахтар сомнары пар. (Еще у нас есть карточки с птицами.). Ниме пiске идiбiзерге кирек? (Что нам нужно сделать?). Хайдаг хустарны плакатха чапсырарбыс?.(Каких птиц мы будем приклеивать на плакаты?)
(Перелетных птиц, которые буду гнездиться/жить в лесу, на полях - приклеим на плакат с лесом и полем и т. д.)
Сiрер копсер, плакат iкi ле, хайди тин,е чарыларбыс? (Вас много, а плаката всего два, как нам поступить, чтобы было удобно работать)
В процессе работы подгрупп воспитатель подходит к столам, беседуют с детьми, стимулирует их рассказывать о своих действиях (Что это за птица? Где она живет? Куда ты хочешь ее поместить? И пр.)
- Корiбiзелер ниме килiс парды? (Предлагаю посмотреть, что у вас получилось).
Воспитатель называет птицу по хакасски, проводит словарную работу. Предлагает рассказать о птице по схеме :
Название птицы, где живет. (арыгда, тайгада, чазыда).
В: Ребята, получилось у нас распределить птиц на плакатах?
Дети делятся на подгруппы, выполняют задание.
Дети
рассказывают о птицах, о результатах работы
на хакасском языке.
Олганнар паза нимеден,ер Людмила Владимировна сурынган? (Ребята, а о чем еще нас попросила Людмила Владимировна)
Сiрер андаг ойыннар пiлчезер бе (А вы знаете такие игры)
• Словесная игра «Син кем?»
Воспитатель предлагает детям взять маски для игры.
• Подвижная игра «Хартыга паза хусхач,ахтар». Воспитатель предлагает выбрать Коршуна с помощью считалки:
Считалка на хакасском языке.
Пр, iкi, ус, торт,пис
Ойын пiс пастирбыс,
Тигiр, чазы, кун, порчо
Син сых, ойын паста
Кок тигiр харалды?
Хартыга пу читтi.
Хусхач,ахтар пыр – пар
Азахтары тыр – тар. Ответы детей
Рефлексия Олганнар ниме пiс пуун иткебiс? (Ребята, что мы с вами сегодня делали? (кому помогали)
Хайдаг наа состернен, танысхабыс? (А с какими новыми словами познакомились)
Хайдаг ойыннар ойнаабыс? (В какую игру мы играли)
Ниме сагыста чахсы сиип парган? (А что вам больше всего запомнилось)
Людмила Владимировнанын, суриин толдыр салгабыс? (Просьбу Людмилы Владимировны выполнили)
Агын хустардыг плакаттарны паза ойыннар палаларга козiт пирербiс (Покажем детям плакат с перелетными птицами и игры) Ответы детей Условия для проявления речевой активности
Условия для выражения детьми своих мыслей