ларкина марина николаевна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с нашей огромной, многонациональной страной, которая называется РФ, Россия;
• Познакомить с географическим положением страны на карте;
• Расширять представление о государственных праздниках, о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „День народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Сообщить элементарные сведения об истории России;
• Формировать знания о многонациональности нашей страны;
• Познакомить с флагом, гербом и гимном, президентом России.
Развивающие:
• Развивать слуховое внимание и память.
• Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
Воспитательные :
• Воспитывать уважение к другим народам и культурам.
• Воспитывать гражданские и патриотические чувства.
• Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
• Ноутбук.
• Презентация к занятию «День народного единства».
• Листы цветной бумаги по количеству детей.
• Ножницы на каждого ребенка.
• Простые карандаши.
• Клеенки на каждого ребенка.
• Клей – карандаш.
• Тряпочки на каждого ребенка.
• Аудиозапись «гимн России».
• Портрет президента страны.
• Флаг России.
• Карта РФ.
• Ватман, на котором изображена РФ с надписью «Пока мы едины, то мы непобедимы».
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы.
• Разучивание стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге.
• Беседы о России, защитниках Отчества.
• Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель :
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Присаживайтесь на стульчики.
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже… (Родины)
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Что же такое Родина? (Ответы детей)
- А как называется наша Родина? (Россия)
Давайте пройдем к доске. (На доске расположена карта РФ).
- Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.
- А вы любите свою страну? (Ответы детей)
- А за что? (Ответы детей).
Воспитатель : Любовь к Родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь Родина у нас всех одна.
Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту).
-Только ли русские живут в России? (Нет)
- Какие народы населяют нашу страну? (Ответы детей)
- Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей.
-Как вы думаете, какая национальность лучше? (Ответы детей)
Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.
Физкультминутка: «В нашей стране»
В нашей стране горы высокие, руки вверх, на носочках
Реки глубокие, присели
Степи широкие, руки в стороны
Леса большие, руками описываем круг
А мы - ребята вот такие! поднимаем большой палец вверх
- Ребята, вы любите праздники? (Ответы детей).
- А какие праздники вы знаете? (Ответы детей).
- Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября.
- Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения? (Ответы детей).
-Тогда я предлагаю послушать мой рассказ.
Показ презентации.
Слайд 2.
- Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей.
Слайд 3.
Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
Слайд 4.
Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями.
Слайд 5.
Казалось, что Русское государство погибло. Но русские люди не могли, да и не хотели с этим мириться.
Слайд 6.
И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками.
Слайд 7.
Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени - храброго и честного князя Дмитрия Пожарского.
Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву.
Слайд 8.
Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
Слайд 9.
И вот наступил долгожданный день : вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едиными.
Слайд 10.
В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами, Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. Точно такая же копия, только маленькая, установлена в г. Нижнем Новгороде.
-Ребята, вам понравился мой рассказ? (Ответы детей)
- Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского? (Ответы детей)
-Да, они герои: смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства, как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России.
В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния.
-Молодцы. А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы про храбрость, смелость, отвагу.
Дети:-Тот герой кто за Родину горой.
-Жить - Родине служить.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Замечательно! Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
-Ребята, а кто знает, как называется главное музыкальное произведение страны? (Ответы детей).
Слайд 11.
-Предлагаю послушать гимн нашей Родины.
Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну, мужчины снимают головные уборы.
Звучит гимн РФ.
- Каждый россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали.
Слайд 12.
Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей)
- Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.
Слайд 13.
- А это – наш флаг.
-Ребята, перечислите, из каких цветов он состоит? (Ответы детей).
-Что означают цвета флага? (Ответы детей).
Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.
Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
-А кто такой президент? (Ответы детей).
Да, это глава государства.
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин).
-А сейчас я хочу проверить ваши знания про Россию.
Слайд 14.
«Найди российский флаг»
Слайд 15.
«Найди русский костюм»
Слайд 16.
«Как называется столица нашей Родины»
Слайд 17.
«Выберите герб страны»
Слайд 18.
«Какое дерево считается символом России?»
Белая Берёза
Россия - страна берез. Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Само слово "береза" появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола "беречь". Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, -Берегиня.
Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего и появилось название дерева.
Слайд 19.
«Какое животное является символом России?»
Медведь
Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть исключительно стремительным и ловким.
Медведь - это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом.
-Молодцы. И сегодня накануне Дня народного единства мы с вами проведем акцию «Пока мы едины, то мы непобедимы!»
Предлагаю подойти к столам, где приготовлено все необходимое.
-Сейчас мы обведем свои ладошки на цветной бумаге, вырежем их силуэты и приклеим на ватмане, в центре которого изображена территория России. Вам нужно будет расположить силуэты своих ладошек рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!
Прежде давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем, карандашом.
Техника безопасности:
• Не оставляйте ножницы в открытом виде.
• Не держите открытые ножницы концами вверх.
• Не режьте ножницами в движении.
• Не режьте концами лезвий, если можно резать серединой.
• Всегда помните, где пальцы вашей второй руки.
• Не бегайте с ножницами.
• Передавайте ножницы только в закрытом виде и кольцами вперед.
• Не кладите ножницы на край стола.
• Приготовьте клеенку.
• Наносите клей ровным слоем на всю поверхность.
• Излишки клея убирайте тряпочкой или салфеточкой.
• Постарайтесь, чтобы клей не попадал на руки, на одежду, в глаза.
• После работы клей хорошенько закройте.
• Руки после работы хорошо вымойте с мылом.
• После работы уберите свое рабочее место.
Дети обводят ладошки и вырезают их силуэты, затем располагают и наклеивают силуэты на ватмане.
Рефлексия.
-Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине - России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.