Виктория Ветлужских
Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности «В гостях у гжельских мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности
Задачи:
- познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением; характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция;
- закреплять приёмы пластилиновой живописи;
Публикация «Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности „В гостях у гжельских мастеров“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
- воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.
Материалы:
- гжельская посуда : чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки;
- скульптурки людей и животных ;
- иллюстрации с изображением гжельских предметов;
- пластилин, доски для лепки, трафареты животных, салфетки для рук.
Ход занятия.
Организуется выставка гжельской посуды.
Воспитатель: Ребята, я сегодня приглашаю вас на выставку. Предлагаю вам рассмотреть экспонаты нашей выставки. Вы знаете, что такое экспонат? (ответы детей) Какие предметы вы видите? (дети называют знакомые предметы) Правильно, на столах стоит посуда и разные статуэтки.
Эти изделия называются «гжель». А знаете, почему эти изделия так называются? (ответы детей) По названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах мастера создают фарфоровые изделия. Полюбились эти изделия людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась не только по всей нашей стране, но даже за рубежом. Вот послушайте, как красиво написано об этом в стихах.
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе,
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает там гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
А как вы думаете, ребята, почему гжель назвали в этих стихах «васильковой» и «незабудковой»? (ответы детей) Конечно, по цвету самих изделий. Гжель всех привлекает своим голубовато - синим цветом. Сами жители Гжели говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали мастера перенести эту синеву на белый фарфор.
Все эти изделия на нашей выставке сделаны гжельские мастерами. Смотришь на их мастерство и любуешься. Посмотрите, ребята, какая красота! Как радуется сердце, душа! Как поднимается настроение, когда перед тобой такие прекрасные предметы! Гжелькие мастера настоящие волшебники, сказочники. Сколько посуды, а ни одна не похожа на другую. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И даже ручки у всех разные.
Изделия изготавливают скульпторы. Это очень трудоёмкий процесс, но в настоящее время людям помогают машины. Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. Потом изделия обжигаются в специальных печах, чтобы быть прочными и звонкими.
Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники, которые расписывают предметы после обжига. Они мастера своего дела. И вот по белому фону появляются волшебные зимние узоры, цветы, птицы сине-голубого цвета. Каждый художник вкладывает в своё изделие любовь к природе, родному краю, людям, своё настроение. Поэтому никогда не встретишь одинакового узора.
Все изделия в конце покрывают специальной глазурью, они становятся блестящие.
Ребята, обратите внимание на посуду. По краю всех изделий располагается кайма. Она может быть в виде сеточки, волнистых линий. (Предложить детям рассмотреть чайники, самовар, тарелки и чашки)
Какие вы можете назвать элементы украшения? ( ответы детей: полоска, точки, мазки, бордюры). Правильно. А какие орнаменты украшают гжельскую посуду? ( ответы детей: цветы, веточки, листья, птицы, фигурки людей).
Синие гроздья на синих рябинах,
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится…
Вот какие есть замечательные строки про изделия гжельских мастеров. Давайте с вами ещё раз рассмотрим экспонаты выставки. Скажите, какие изделия гжельских мастеров вам понравились больше всего? Какие узоры показались вам самыми необычными? (дети отвечают, рассуждают). А теперь немного разомнёмся.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Ниже, дети, не ленитесь!
Выдох-вдох, выдох-вдох!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
Хватит! Выдохнуть, вдохнуть…
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать гжельскими художниками и расписать статуэтки животных. Мы с вами будем необычными художниками, так как рисовать будем пластилином. Перед работой давайте вспомним с вами приемы пластилиновой живописи, которые нам помогут в работе.
Жгутики. Как нам получить жгутики? (ответы и показ детей). Правильно, раскатываем из небольшого кусочка пластилина тонкие «колбаски» - жгутики. Посмотрите внимательно на элементы гжельской росписи, ребята. Где мы можем использовать этот прием? (ответы и показ детей) Конечно, при рисовании прямых и волнистых линий и «сетки». Для этого немного прижимая жгутик к основе, выкладываем его по контуру силуэта или по намеченным линиям.
«Размазывание» – Как же выполнить этот прием? (ответы детей). Верно, от пластилина отщипываем небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикрепляем к основе и пальчиком размазываем полоску в одном направлении. Какие элементы мы сможем выполнить с помощью этого приема? (ответы детей) Молодцы, ребята, правильно. Этот прием поможет нам из узкого жгутика сделать широкую прямую или волнистую линию для украшения бордюра, нарисовать лепесток, листок.
«Растирание» (или раскрашивание)- я напомню вам, как выполняется этот прием, а вы мне помогайте. От пластилина отщипываем маленький кусочек, скатываем в шарик, прикрепляем к основе и растираем в разном направлении, закрашивая силуэт. Этот прием нам надо для передачи окраски листьев и лепестков цветка.
«Расплющивание» – ребята, кто сможет рассказать, как выполняется этот прием? (ответы детей) Молодцы. Отщипываем от пластилина небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикладываем на основу и, прижимая пальцем, немного расплющиваем.
Так же мы можем использовать в своей работе приемы: «точки», «капельки».
Дети, обратите внимание на цвета Гжели. Мы видим, что основные цвета – белый и синий. Но народные умельцы для оттенка орнамента используют и голубые тона. А поэтому мы воспользуемся приемом смешивания синего пластилина с белым для получения голубого цвета.
Мы с вами рассмотрели элементы гжельской росписи, вспомнили знакомые приемы пластилиновой живописи и теперь можем приступить к работе. Давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветы
Вновь распустят лепестки.
Работа детей. по окончании организуется выставка детских работ.
Родителям очень понравилась наша выставка и некоторые дома вместе с детьми сделали свои работы.