Алёна Данилова
Конспект НОД по музыкальному развитию «Звуки вокруг нас» (старшая группа)
Конспект НОД по музыкальному развитию
Возрастная группа : Старшая
Тема: «Звуки вокруг нас»
Цель: Сформировать представление о звуках (шумящих и музыкальных) и формировать интерес к их восприятию
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию „Звуки вокруг нас“ (старшая группа)» размещена в разделах
1. Обучать представлению о звуке (характеристика, свойства, обогатить пассивный словарь: звук, шумовой звук, музыкальный звук; активизировать в словаре понятия: тихий - громкий; высокий - низкий; длинный - короткий
2. Развивать познавательную активность;
3. Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей, формировать культуру слушания музыки.
Виды деятельности: музыкальная, художественная, двигательная, исполнительская, игра на музыкальных инструментах
Оборудование: карточки с изображением скрипичного ключа и кубика, шумовые инструменты (погремушки, бубен, рубель, трещётки, барабан, видеопроектор с подготовленной презентацией, линейка пластмассовая и листы бумаги по одному на каждого
Литература: Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
Ход ООД:
Вводная часть:
М. р. : Мы живём в прекрасном мире. Нас окружает множество простых и удивительных вещей. Чтобы общаться с этим миром, нам природой даны органы чувств, которые помогают полноценно воспринимать картину мира с его красками, звуками, образами. Назовите эти органы чувств человека.
( краткие ответы детей: нос, уши, глаза, язык, кожа, рот)
• На экране слайд №1 (органы чувств и их назначение)
М. р. : Для чего нужны нам эти органы? Как они помогают нам в восприятии окружающего мира? Что они делают?
(развернутые ответы детей : нос – для того, чтобы чувствовать запахи, нюхать, дышать; глаза – для того, чтобы видеть, смотреть; уши – для того, чтобы слышать звуки, речь, музыку; язык – для того, чтобы определять и чувствовать вкус; кожа – для того, чтобы определять и чувствовать температуру окружающей среды, определять качество предметов; рот – для того, чтобы высказывать свои чувства, говорить).
Основная часть:
М. р. Итак, нас окружают образы и звуки. Сегодня мы с вами подробнее остановимся и поговорим о звуке.
Если мы с вами сейчас закроем глаза и помолчим, то услышим множество звуков вокруг нас. Они будут громкими или тихими, высокими или низкими. А ещё, как делятся звуки, расскажет стихотворение:
Всё на свете дети знают, звуки разные бывают :
Журавлей прощальный клёкот, самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, лёгкий шелест ветерка.
Это – звуки шумовые, только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки – музыкальные есть звуки.
М. р. : Звуки бывают разные : музыкальные и шумовые. Назовите шумовые звуки вокруг нас. ( предполагаемые ответы детей: звуки улицы, гул машин, работа бытовых приборов, речь человека)
М. р. : Назовите музыкальные звуки. ( предполагаемые ответы детей: пение птиц, пение человека, звучание музыкальных инструментов) Давайте с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Что шумит, а что звучит»
М. р. : Перед детьми на столах лежат карточки с изображением скрипичного ключа и кубика. Если дети слышат музыкальный звук, они должны поднять карточку со скрипичным ключом, если они услышат шумовой звук, то поднимают карточку с изображением кубика. После предполагаемого ответа детей, на экране появляется правильный ответ.
• Слайд №2 звук открывающегося замка – изображение замка
• Слайд №3 звук : игра на скрипке – изображение скрипки
• Слайд №4звук : скрип снега – изображение идущего по снегу человека
• Слайд №5 звук : игра на флейте – изображение флейты
• Слайд №6 звук игры на гармони – изображение гармони
• Слайд №7 звук : сигнал автомобиля – изображение автомобиля
• Слайд №8 звук : свист чайника – изображение чайника
• Слайд №9 звук : скрип двери – изображение двери
• Слайд №10 звук : игра на гитаре – изображение гитары
• Слайд №11 звук : тиканье часов – изображение часов
• Слайд №12 звук : игра на пианино – изображение пианино
(сначала дети слышат звук, а потом на экране появляется изображение)
М. р. : Шумовые звуки происходят из-за удара, падения, трения, соприкосновения. Музыкальные звуки происходят из звукоизвлечения (игры) на музыкальных инструментах, пения.
М. р. : Скажите, игра на барабане – это музыкальный, или шумовой звук?
(предполагаемые ответы детей) Барабан – это ударный музыкальный инструмент. Удар (шум) – способ игры на барабане, а создаваемый на нём ритм это музыкальное понятие.
М. р. : И человек может издавать как шумовые, так и музыкальные звуки.
У нас есть голос. Если мы кричим, плачем, громко разговариваем – это шум, а если поём – это музыкальный звук. Голоса у всех разные. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные к своим товарищам, узнаете ли вы их по голосу.
Музыкально-дидактическая игра «Догадайся, кто поёт»
(дети становятся в круг. Один ребенок выходит в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и пропевают слова:
«Поиграй-ка, Вова, с нами, выходи скорей вперёд,
И закрытыми глазами догадайся, кто поёт!»
Глазки крепче закрывай, кто зовет тебя, узнай!»
Воспитатель указывает на любого ребенка. Он должен спеть слова:
Эту песенку свою
Я тебе, дружок, пою,
Ты глаза не открывай,
Ну-ка, кто я, угадай!»
Водящий ребёнок должен назвать того, кто ему спел.
М. р. : Как вы считаете, звук можно увидеть? (предполагаемые ответы детей)
Учёные доказали, что звук – это волна, которая имеет длину и частоту (высоту) и изобрели прибор, который помогает увидеть звук.
• Слайд № 13 видео – опыт со звучащей пластиной и песком
М. р. : Звуковая вибрация влияет на предметы.
Опыт № 1 с линейкой «Дрожалка» - демонстрация вибрации
Опыт № 2 с листом бумаги — демонстрация вибрации
М. р. : В древние времена люди тоже общались друг с другом с помощью звуков, позднее, звуки сложились в слова, которые стали нести в себе смысл. Слова стали обозначать действия и предметы. Так стало легче общаться.
М. р. : Музыка несёт в себе добро, она способна улучшать настроение, дарить радость. Я желаю вам радости и добра и хочу, чтобы мы сейчас послушали музыкальные произведения русского композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «На тройке». Ваша задача — послушать и определить, характер музыки, настроение.
М. р. : В музыке в основном применяются музыкальные звуки, но иногда и шумовые. Возьмите шумовые инструменты, любые по выбору, (погремушки, бубен, рубель, трещётки, чтобы у нас с вами получился шумовой оркестр.
Дети подыгрывают на шумовых инструментах русскую народную песню «Ах вы, сени»
Заключительная часть. Вывод:
М. р. : На этом наше занятие заканчивается. Что вы узнали нового о звуке? А что ещё хотите узнать? Вот вам задание: на прогулке послушайте уличные звуки.